Комментарий к главе 5 ФЗ N 177-ФЗ О страховании вкладов: Финансовые основы системы страхования вкладов

 

Статья 33. Фонд обязательного страхования вкладов

 

Фонд обязательного страхования вкладов является основой нормального функционирования системы страхования вкладов. Фонд был создан Российской Федерацией за счет имущественного взноса, и основное его предназначение - это финансирование выплат страхового возмещения по вкладам. Кроме того из средств фонда покрываются расходы, связанные с организацией выплат. Фонд принадлежит АСВ на праве собственности, обособляется от иного имущества Агентства и по нему ведется обособленный учет на специально открытом счете в Банке России. По данным АСВ на 16 февраля 2012 г. денежные средства фонда составляют 164,9 млрд. руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям - 162,0 млрд. руб.). Банк России не уплачивает процентов по денежным средствам на этом счете. Источниками формирования фонда являются:
1) первоначальный имущественный взнос РФ в размере 2 млрд. рублей;
2) ежеквартальные страховые взносы банков-участников и штрафы за нарушение сроков их уплаты;
3) прибыль (или убытки) от инвестиций временно свободных средств фонда.
Денежные средства из фонда, потраченные на выплату страховых возмещений возмещаются полностью или в части за счет погашения требований АСВ к ликвидируемым банкам в процессе ликвидационных процедур. Кроме того для обеспечения финансовой устойчивости ССВ Правительство РФ может выделять АСВ средства из федерального бюджета в случае дефицита фонда. В соответствии п. 3.3 Методики оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов (от 16 июня 2005 г. с послед. изменениями) проводится оценка накладных расходов, связанных с выплатой возмещений по вкладам.
Прогнозируемые накладные расходы, связанные с выплатой возмещений по вкладам, рассчитываются как произведение прогнозируемых расходов на выплату возмещений по вкладам на ставку накладных расходов:

НВВt = ВВВt x n,

где НВВt - накладные  расходы,  связанные   с  выплатой  возмещений  по вкладам в предстоящем периоде;
ВВВt - расходы на выплату возмещений по вкладам в предстоящем  периоде;
n - ставка накладных расходов в предстоящем периоде.
Значение ставки накладных расходов в предстоящем периоде оценивается Департаментом организации страхования вкладов.

 

Статья 34. Источники формирования фонда обязательного страхования вкладов

 

В соответствии с комментируемой статьей источниками формирования фонда обязательного страхования вкладов являются:
1) страховые взносы действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами. Ставка страховых взносов банков устанавливается советом директоров АСВ (в настоящее время она составляет 0,1 процента от среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года);
2) пени за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов;
3) денежные средства, которые были получены от удовлетворения прав требования АСВ, приобретенные в результате выплаты возмещения по вкладам. АСВ является кредитором первой очереди и в ходе конкурсного производства (принудительной ликвидации) удовлетворяются требования, перешедшие к АСВ. Кроме того АСВ назначается конкурсным управляющим в банк и вправе оспаривать сделки должника в суде, возвращая и увеличивая объем денежных средств для дальнейших выплат;
4) выделяемые средства федерального бюджета в случаях дефицита фонда;
5) доходы от инвестирования временно свободных средств фонда;
6) имущественного взноса РФ;
7) других доходов, не запрещенных законодательством РФ.
Источником финансирования расходов на содержание АСВ являются доходы от инвестирования (размещения) временно свободных денежных средств имущественного взноса РФ. Расходы на содержание АСВ финансируются в соответствии с ежегодно утверждаемой советом директоров сметой расходов. АСВ также получает доходы от аренды имущества и иной деятельности.
Следует более подробно рассмотреть такой вид доходов фонда, как доходы от инвестирования, поскольку остальные источники формирования фонда были рассмотрены в комментарии ранее. Под инвестированием средств фонда понимаются активные операции по направлению данных средств на приобретение различных видов финансовых инструментов с целью получения дохода. АСВ вправе инвестировать до 100% средств фонда в рублях или в иностранной валюте. При инвестировании средств фонда АСВ руководствуется принципом минимизации риска вложений и их возможного обесценения, что достигается установлением системы лимитов инвестирования в отдельные виды финансовых инструментов. Использование срочных сделок (покупка опционов на ценные бумаги, заключение фьючерсных и форвардных контрактов) допускается исключительно в целях страхования (хеджирования) рисков при условии, что объем таких сделок не превысит 5% средств фонда.
При инвестировании средств фонда правление АСВ:
1) устанавливает регламент инвестирования средств фонда;
2) утверждает лимиты на контрагентов и управляющие компании;
3) проводит конкурс по отбору управляющих компаний на право доверительного управления средствами фонда;
4) каждое полугодие предоставляет совету директоров АСВ информацию об инвестировании средств фонда;
5) ежегодно, в рамках годового отчета, представляет совету директоров АСВ отчет об инвестировании средств фонда.
Контроль за соблюдением установленных требований и лимитов, процедур их установления, а также качеством финансовых инструментов, приобретенных АСВ, осуществляют Служба внутреннего аудита и другие подразделения АСВ. Служба внутреннего аудита АСВ осуществляет постоянный контроль за состоянием системы управления рисками, присущими деятельности АСВ, включая соблюдение установленных советом директоров и правлением АСВ норм и лимитов при инвестировании средств фонда в финансовые инструменты и доверительном управлении, проводит оценку возникающих при этом рисков, осуществляет контроль за рисками при инвестировании.
Средства фонда могут быть инвестированы в следующие виды финансовых инструментов:
1) государственные ценные бумаги РФ (максимальный лимит 100%);
2) государственные ценные бумаги субъектов РФ (максимальный лимит 60%);
3) облигации российских эмитентов (максимальный лимит 60%);
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ (максимальный лимит 10%);
5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов (максимальный лимит 20%);
6) ипотечные ценные бумаги (максимальный лимит 20%);
7) ценные бумаги государств, являющихся членами организации экономического сотрудничества и развития (максимальный лимит 20%);
8) депозиты Банка России (максимальный лимит 100%).
Объем средств, инвестируемых в государственные ценные бумаги РФ, а также находящихся на счетах в Банке России, должен составлять не менее 30% средств фонда. Максимальная доля средств, инвестируемых в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 30%. Абсолютные значения установленных лимитов рассчитываются ежемесячно. Превышение объема инвестирования в какой-либо вид финансовых инструментов, возникшее в результате изменения величины средств фонда или переоценки средств, инвестированных в активы, в том числе номинированные в иностранной валюте, подлежит приведению в соответствие в течение месяца, следующего за отчетным. Решение о временном превышении лимитов на отдельные виды финансовых инструментов принимает совет директоров АСВ по представлению правления АСВ.
Не допускается инвестирование средств фонда в депозиты и ценные бумаги российских кредитных организаций.
АСВ осуществляет инвестирование средств фонда как самостоятельно, так и на основании договоров доверительного управления, заключенных по результатам конкурсного отбора управляющих компаний. Управляющими компаниями являются юридические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами, инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами и имеющие соответствующие лицензии. Управляющие компании допускаются к конкурсу только при соответствии следующих требований:
1) наличие активов в управлении (включая активы инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ)) в размере не менее 2 млрд. руб. на дату, установленную решением правления АСВ;
2) величина собственных средств (капитала) компании на дату, установленную решением правления АСВ, - не менее 50 млн. руб.;
3) наличие в управлении компании средств не менее чем 5 ПИФ или НПФ на дату, установленную решением правления АСВ;
4) срок деятельности компании - не менее 4 лет;
5) отсутствие убытков за 2 финансовых года, предшествующие году проведения предварительного квалификационного отбора;
6) отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами за 2 финансовых года, предшествующих дате проведения предварительного квалификационного отбора (включая период текущего года);
7) наличие рейтинга надежности РА НАУФОР на уровне не ниже АА (очень высокая надежность) или рейтинга "Эксперт РА" на уровне не ниже А+ (высокая надежность);
8) отсутствие кредитных организаций среди зависимых и дочерних обществ управляющей компании, а также отсутствие управляющей компании среди зависимых и дочерних обществ кредитных организаций.
К участию в конкурсном отборе не допускаются управляющие компании, которые являются кредитными организациями.

 

Статья 35. Страховые взносы

 

Страховые взносы банков - участников ССВ являются основой финансирования ФОСВ. Согласно требованиям комментируемой статьи страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате со дня внесения банка в реестр до дня исключения из реестра. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период со дня внесения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1 процента от среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года. Таким образом, банки независимо от оборота денежных средств, которыми они оперируют, и масштаба деятельности (крупные либо мелкие банки) обязаны отчислять 0,1% от среднеквартальных остатков по депозитам физических лиц. Соответственно выплаты страховых взносов крупных банков исчисляются миллиардами рублей, в то время как в мелких и средних банках такие выплаты существенно ниже. Данное положение вызывает множество споров среди представителей крупных банков, поскольку их вклад в ФОСВ гораздо выше, чем у других банков. Кроме того, крупные банки имеют более финансово устойчивое положение в отличие от мелких или средних банков, имеющих высокие риски, а это предполагает, что при наступлении страхового случая возмещение вкладчикам будет выплачено за счет взносов крупных банков.
В этой связи многие банкиры крупных банков предлагали ввести систему дифференцированных взносов в фонд страхования, считая такой подход более справедливым, так как вероятность банкротства крупных банков ниже, а, следовательно, и страховые взносы должны быть в меньшем размере. В то же время нельзя утверждать, что крупные банки несут меньшие риски и поэтому должны платить меньший страховой взнос. Процент отчислений зависит не от масштабов деятельности банка, а прежде всего от его рисковой политики, так как размер капитала и объем аккумулированных активов не характеризуют его платежеспособность, риск измеряется объемом вкладов и кредитоспособностью банка. В случае банкротства крупного банка размер страховых возмещений может составлять огромные суммы, а значит единая ставка страховых взносов в ФОСВ для всех банков почти оправдана. Так, например, в США действовала система дифференцированных страховых взносов, и размер отчислений для крупных банков с наивысшим рейтингом (ААА) в фонд страхования составлял ноль процентов. Финансовый кризис 2008 года в США повлек банкротство ряда крупнейших банков, а фонд страхования с трудом мог справиться с выплатами. В результате в FDIC (Федеральная корпорация по страхованию депозитов США) приняла решение, что крупные банки должны платить взносы.
Тем не менее, мировой практикой предусмотрено два принципа уплаты взносов в ФОСВ: одинаковые отчисления для всех участников ССВ и дифференциация отчислений в зависимости от рисковой политики банка (чем выше риск, который берет на себя банк, тем больше он уплачивает в фонд). На сегодняшний день в Российской Федерации действует система отчислений с единым размером взносов для всех банков. Однако эксперты в данной области не исключают со временем внедрения и другой модели оплаты взносов - дифференцированной.
Следует отметить, что Комитетом по исследованиям и руководствам Международной ассоциации страховщиков депозитов были разработаны универсальные рекомендации финансирования систем страхования. Согласно Руководству по финансированию систем страхования депозитов (Подготовлено Комитетом по исследованиям и руководствам Международной ассоциации страховщиков депозитов от 6 мая 2009 г., Банк международных расчетов Базель, Швейцария) наиболее распространенным методом, которым страховщик депозитов может получить ресурсы, является взимание взносов, авансово или постфактум с участников. Ставка взносов определяется с учетом финансовых потребностей страховщика и способности участников финансировать систему. Взносы могут взиматься по единой ставке или с корректировкой на уровень риска (то есть, институты, порождающие больший риск, платят более высокие взносы). Взносы, уплачиваемые институтами-участниками, могут собираться на регулярной основе (авансовая система финансирования) или только когда происходит разорение какого-либо участника (система, финансируемая постфактум). Взносы могут собираться либо посредством системы выставления счетов либо путем автоматического списания средств со счета финансового института в центральном банке или в другом институте. Автоматическое списание помогает обеспечивать своевременное поступление взносов.

При использовании подхода, предполагающего единую ставку, все институты-участники уплачивают взносы по одной и той же ставке, применяемой к расчетной базе, что относительно просто в плане создания такой системы. Однако главным недостатком ее является ее несправедливость, поскольку более разумно управляемые и имеющие низкие риски институты субсидируют более рискованные институты, а проблема морального вреда здесь проявляется острее, чем в случае с системой взносов с учетом риска.
Системы с единой ставкой взносов в отсутствие корректирующих действий со стороны надзорных или регулирующих органов никак не стимулируют застрахованный финансовый институт к тому, чтобы он не занимался неоправданно рискованными видами деятельности, и наказывает более разумно управляемые. Кроме того, при финансировании постфактум взносы, уплачиваемые по единой ставке, порождают несправедливое распределение страховых убытков между выжившими финансовыми институтами. Если только состояние капитала и рискованность поведения застрахованных финансовых институтов не контролируется надзорными органами, система с единой ставкой может порождать некоторые нежелательные последствия и увеличивать подверженность финансовой системы рискам разорения институтов.
Альтернативой является система дифференцированных или корректируемых с учетом риска ставок взносов, при которой риск, которому подвергает страховщика депозитов тот или иной институт-участник, инкорпорируется в ставку его взноса. Это снижает моральный вред, стимулируя институты-участники к тому, чтобы придерживаться более разумного подхода к управлению рисками. Дифференцированные взносы являются более справедливыми, поскольку кросс-субсидирование одними институтами других уменьшается. Важным преимуществом систем взносов, корректируемых с учетом риска, является то, что они могут побуждать членов советов директоров институтов-участников оказывать прессинг на менеджмент с тем, чтобы последний лучше занимался вопросами управления рисками в случае, если ставка взносов увеличивается. Недостатком дифференцированных систем взносов является то, что они более сложны в разработке и администрировании. Разработка достаточно разумной и приемлемой процедуры измерения профиля рисков может стать трудной задачей, а трансформация показателей рисков в различия в ставках взносов требует специальной квалификации и опыта. Система дифференцированных взносов требует больше ресурсов и является более дорогостоящей в плане администрирования.
Перед страховщиками, которые собирают страховые премии с финансовых учреждений, стоит выбор - принять плоскую шкалу страховых премий или систему дифференцированных отчислений, основанных на специфических рисках отдельных банков. Хотя системы с единой шкалой премий имеют преимущества - они проще для понимания, и ими легче управлять, они не принимают во внимание уровень рисков каждого отдельного банка для всей системы страхования вкладов. Поэтому такие системы часто воспринимают как несправедливые, так как одна и та же премия взимается со всех банков, независимо от уровня рисков. Именно поэтому в последнее время системы дифференцированных страховых премий принимаются во многих странах мира (Общее руководство по разработке систем дифференцированных страховых премий банков, 2005 г. Банк международных расчетов. Базель, Швейцария).

Первичная задача систем дифференцированных страховых премий состоит в том, чтобы стимулировать банки не допускать принятия избыточного риска и обеспечить более справедливый процесс взимания отчислений. Системы дифференцированных премий эффективны в тех случаях, когда им удается обеспечить стимулы адекватного управления рисками в банках, что обязательно должно подкрепляться наличием эффективных систем раннего предупреждения и незамедлительными надзорными мерами коррекции в случае возникновения проблем. Прежде чем создавать систему дифференцированных страховых премий, важно провести самостоятельный анализ и оценку состояния экономики, текущей денежной и фискальной политики, состояния банковской системы, ожиданий общества, состояния пруденциального надзора и регулирования, законодательной базы, а также надежных режимов бухгалтерского учета и прозрачности информации. Существенным моментом является идентификация пробелов между существующим и более желательным состоянием указанных факторов и проведение оценки имеющихся альтернатив.
Для определения различий рисков среди банков и расчета страховых взносов используют следующие подходы:
1) установить различия и распределить банки по категориям рисков;
2) использовать различную релевантную информацию;
3) ориентироваться на будущее;
4) быть хорошо воспринятым банковской отраслью и участниками процесса обеспечения финансовой стабильности.
Системы дифференцированных страховых премий нуждаются в регулярной переоценке своей эффективности для успешной реализации поставленных задач. При необходимости их следует модернизировать или вносить изменения для удовлетворения меняющихся условий и потребностей.

 

Статья 36. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

 

Комментируемая статья определяет порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ФОСВ банками - участниками ССВ. Расчет страховых взносов проводится банками-участниками самостоятельно, а расчетным периодом является календарный квартал года. Ставка страховых взносов банков устанавливается советом директоров АСВ и не может превышать 0,15 процента средней величины вкладов за квартал. В случае дефицита ФОСВ ставка страховых взносов может быть увеличена до 0,3 процента, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев. Если сумма денежных средств ФОСВ в Агентстве превысит 5% общей суммы вкладов в банках, то ставка страховых взносов не может превышать 0,05% с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором произошло указанное событие, а если сумма страховых взносов превысит 10% общей суммы вкладов, то уплата взносов прекращается.
Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств, которые не подлежат страхованию. Ежедневные балансовые остатки на счетах по учету вкладов в расчетном периоде включаются в расчет страховых взносов в размере соответствующих показателей отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады.
Расчетная база за расчетный период вычисляется по следующей формуле:

Ld = (L1 / 2 + L2 + L3 + ... + Ln / 2) / (n - 1)

где Ld - расчетная база за расчетный период;
L1 - сумма остатков денежных средств на счетах по учету вкладов по состоянию на первое число расчетного периода;
Ln - сумма остатков денежных средств на счетах по учету вкладов по состоянию на первое число квартала, следующего за расчетным периодом;
n - число календарных дней в расчетном периоде (с первого числа расчетного периода по первое число квартала, следующего за расчетным периодом, включительно).
Подлежащие уплате страховые взносы за неполный расчетный период исчисляются в следующих случаях (в том числе при наступлении более одного из них в одном календарном квартале):
1) при постановке банка на учет в системе страхования вкладов - за период со дня внесения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала включительно, в котором банк был внесен в реестр банков;
2) при снятии банка с учета в системе страхования вкладов - за период с первого числа календарного квартала, в котором банк был снят с учета в системе страхования вкладов, включительно по день, предшествующий дню отзыва (аннулирования) лицензии или исключения банка из реестра банков по иным основаниям;
3) при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка - за период с первого числа календарного квартала, в котором введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория;
4) при прекращении действия моратория на удовлетворение требований кредиторов банка - за период со дня прекращения действия указанного моратория до дня окончания календарного квартала включительно, в котором было прекращено действие моратория.
Расчетная база за неполный расчетный период вычисляется для календарного квартала, включающего этот период, по приведенной формуле. При этом на первый день периода, за который страховые взносы подлежат уплате, а также на первый день, следующий за окончанием указанного периода, слагаемые в формуле принимаются равными половине соответствующих сумм остатков на счетах по учету вкладов. На остальные дни календарного квартала, за которые страховые взносы не подлежат уплате, слагаемые в формуле условно принимаются равными нулю. Используемое в формуле число календарных дней в неполном расчетном периоде для целей вычисления расчетной базы принимается равным числу календарных дней в квартале, включающем неполный расчетный период.
Следует отметить, что в налоговом учете сумма страховых взносов по вкладам физических лиц относится к расходам банка. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318 - 320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Согласно п. 5 ст. 1 Закона N 4015-1 действие данного Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Положение п. 6 ст. 272 НК РФ можно применять только при условии наличия договора страхования.
Пунктом 3 ст. 5 комментируемого Закона установлено, что страхование вкладов не требует заключения договора страхования. Согласно п. 1 и п. 2 комментируемой статьи расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года. Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет АСВ в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов, в соответствии с п. 11 комментируемой статьи. Исходя из изложенного, при определении периода признания расходов в виде страховых взносов по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках РФ необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 272 НК РФ. То есть страховые взносы, определенные по итогам расчетного периода и уплаченные в январе 2012 года за IV квартал 2011 года, в соответствии с пунктами 1, 2 и 11 ст. 36 Закона 177-ФЗ, признаются расходами в январе 2012 года (период, следующий за расчетным периодом). Если страховые взносы определены и уплачены в апреле 2012 года за расчетный период (I квартал 2012 года), то такие расходы признаются в апреле 2012 года.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России. Уплата страховых взносов осуществляется в валюте РФ.

 

Статья 37. Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов

 

Согласно комментируемой статье банки - участники ССВ в случае несвоевременной или неполной уплаты страховых взносов обязаны заплатить штраф (пени) за нарушение установленных сроков по оплате. Пенями признается денежная сумма, которая начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов. Пени рассчитываются в процентах от суммы страховых взносов за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка пеней за один календарный день соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней. В соответствии с указанием Банка России от 23.12.2011 N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" с 26 декабря 2011 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8% годовых.
АСВ проводит контроль за поступлением страховых платежей, под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и полного поступления страховых платежей от банков в ФОСВ. Мероприятия по контролю поступления страховых платежей осуществляются Департаментом организации страхования вкладов (ДОСВ). ДОСВ ежедневно осуществляет мониторинг расчетов банков по страховым платежам и представляет регулярные отчеты руководству АСВ. Еженедельно ДОСВ формирует оперативный отчет о состоянии расчетов по страховым платежам и о действиях АСВ по истребованию задолженности. Отчет о расчетах банков по страховым платежам по итогам расчетного квартала, содержащий статистическую информацию о банках, о суммах их обязательств перед вкладчиками, о состоянии расчетов этих банков по страховым платежам и о ходе истребования АСВ задолженности банков по страховым платежам составляется ДОСВ и представляется заместителю генерального директора АСВ ежеквартально. Сведения об уплате банками страховых платежей включаются в годовой отчет АСВ по решению правления.
Мероприятия по контролю поступления страховых платежей, проводимых в отношении каждого банка, включают:
1) ведение контрольной карточки по учету операций, связанных с исчислением и уплатой банком страховых платежей (контрольная карточка банка);
2) проверка получаемой от Банка России отчетности банков об остатках на счетах подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады;
3) исчисление сумм страховых платежей, подлежащих уплате в соответствующем расчетном периоде; их сверка с суммами фактически уплаченных страховых платежей;
4) осуществление зачета излишне уплаченных сумм страховых платежей, а также возврата этих сумм;
5) истребование в досудебном порядке и подготовка к взысканию в судебном порядке неуплаченных страховых платежей.
Запись сведений о поступившей на счет АСВ сумме страхового платежа производится в соответствующем регистре на основании выписки по счету АСВ или копии платежного поручения банка о перечислении денежных средств на счет АСВ, предоставляемых в электронном виде не позднее следующего рабочего дня после поступления средств. Датой операции по зачислению страхового платежа в контрольную карточку банка считается дата поступления средств на счет АСВ. Поступившие в качестве страхового платежа денежные средства отражаются в контрольной карточке банка в течение 3 рабочих дней со дня получения ДОСВ выписок по счету АСВ или копий платежных документов. Расчетный период, за который поступил страховой платеж, и тип страхового платежа (страховой взнос или пени) отражаются в контрольной карточке банка согласно назначению платежа, указанному в платежном документе.
Получаемая от Банка России квартальная отчетность банков о ежедневных остатках на балансовых счетах по учету подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады (форма ОКУД 0409345), а также отчетность о полных остатках денежных средств на указанных балансовых счетах (форма ОКУД 0409101), поступает в электронном виде в Управление информационных технологий (УИТ). УИТ не позднее следующего рабочего дня после получения отчетности банков загружает ее в автоматизированную учетную систему (АУС), где осуществляется автоматизированный входной контроль и формируется протокол ошибок.
В течение 5 рабочих дней после поступления в АСВ отчетности банков за расчетный период ДОСВ производит сверку суммы фактически уплаченного каждым банком страхового взноса с суммой страхового взноса, подлежащего уплате за соответствующий расчетный период. Одновременно ДОСВ производит сверку суммы пени, уплаченной банком, с суммой пени, причитавшейся к уплате в соответствии с контрольной карточкой банка. Сальдо расчетов банка по страховым платежам за расчетный период определяется как разница между суммой страховых платежей, фактически уплаченных банком за расчетный период, и суммой страховых платежей, подлежащих уплате за соответствующий расчетный период, по состоянию на текущую дату. Отрицательное сальдо сверки свидетельствует о неуплате, несвоевременной или неполной уплате банком страховых платежей (недоплата), положительное сальдо - о наличии суммы излишне уплаченного банком страхового платежа (переплата) за расчетный период. Факт недоплаты фиксируется в акте, после чего производятся действия по истребованию задолженности. При составлении акта учитываются суммы излишне уплаченных страховых платежей за другие расчетные периоды.
Не позднее 3 рабочих дней со дня составления акта о задолженности банка по страховым взносам (пени) ДОСВ направляет в банк требование об уплате страхового взноса (пени). Если в течение 10 дней с момента выявления факта недоплаты сумма недоплаты превышает 10 000 руб., ДОСВ готовит предложения о целесообразности направления в Банк России сообщения о данном нарушении, а также о проведении Банком России проверки соответствующего банка или применения к нему мер ответственности. Решение о направлении обращения в Банк России принимается генеральным директором АСВ. Если требование АСВ не выполнено банком в установленный срок, АСВ инициирует взыскание задолженности в судебном порядке.
Исковое заявление о взыскании с банка задолженности по страховым платежам направляется в арбитражный суд Юридическим управлением по предложению ДОСВ.

 

Статья 38. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 437-ФЗ.

 

Статья 39. Направления расходования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов

 

Согласно комментируемой статье средства ФОСВ могут расходоваться на следующие цели:
1) выплаты страхового возмещения вкладчикам при наступлении страхового случая;
2) расходы, связанные с реализацией полномочий АСВ по обязательному страхованию вкладов. Например, уплата АСВ агентского вознаграждения банкам-агентам, которые осуществляют выплату вкладчикам;
3) иные цели; например, возврат заемных средств (возврат средств федерального бюджета, полученных на покрытие дефицита ФОСВ, в том случае если они выделялись).
Данные о расходах денежных средств из ФОСВ отражаются в ежегодном финансовом отчете АСВ (отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ) за каждый год).

 

Статья 40. Финансирование расходов Агентства

 

1. Источником финансирования расходов на содержание АСВ являются доходы от инвестирования временно свободных денежных средств имущественного взноса РФ в соответствии с ежегодно утверждаемой советом директоров сметой расходов, которые учитываются обособленно в разрезе двух следующих направлений деятельности АСВ:
- целевая деятельность по реализации возложенных на АСВ функций;
- коммерческая деятельность.
Расходы на содержание АСВ, включая оплату труда, финансируются в соответствии с ежегодно утверждаемой советом директоров сметой расходов и капитальных вложений по статье "Расходы на содержание аппарата управления, включая единый социальный налог".
Расходы, связанные с осуществлением целевой и коммерческой деятельности, признаются общими расходами, которые ежемесячно распределяются и включаются в состав расходов по каждому из направлений деятельности пропорционально численности работников, занятых тем или иным направлением деятельности. Чистая прибыль АСВ определяется по результатам отчетного года и состоит из двух частей:
1) чистая прибыль от осуществления деятельности с использованием средств ФОСВ, за исключением имущественного взноса РФ в ФОСВ (прибыль А);
2) чистая прибыль от деятельности с использованием средств имущественного взноса РФ, в том числе имущественного взноса в ФОСВ, и иного имущества АСВ, не являющегося ФОСВ (прибыль В).
Прибыль А складывается из суммы доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФОСВ, не являющихся имущественным взносом РФ, и поступлений в виде пеней за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов, уменьшенных на следующие расходы и уплату налогов:
1) расходы, связанные с инвестированием средств этой части ФОСВ;
2) расходы по оплате услуг банков-агентов по выплате возмещения по вкладам;
3) часть налога на прибыль за отчетный год, исчисленная пропорционально доходам от инвестирования средств ФОСВ, не являющихся имущественным взносом РФ, в общей сумме доходов АСВ с учетом разных ставок налога для отдельных видов доходов;
4) часть налога на прибыль за отчетный год, исчисленная с суммы поступлений в виде пеней за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов.
Прибыль В складывается из суммы доходов от инвестирования временно свободных денежных средств имущественного взноса РФ и других доходов от коммерческой деятельности, уменьшенных на следующие расходы и уплату налогов:
1) расходы, связанные с инвестированием средств имущественного взноса РФ;
2) расходы на содержание АСВ;
3) часть налога на прибыль за отчетный год, исчисленная пропорционально доходам от инвестирования средств имущественного взноса РФ в общей сумме доходов АСВ с учетом разных ставок налога для отдельных видов доходов.
АСВ вправе использовать прибыль А в качестве источника покрытия убытка, возникшего вследствие снижения рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в которые были инвестированы (размещены) временно свободные денежные средства ФОСВ. Ежегодно на эти цели резервируется сумма, не превышающая дохода за отчетный год от корректировки оценки обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по текущей рыночной стоимости. Решение об использовании прибыли А на указанные цели принимает правление АСВ при подведении итогов отчетного года, о чем информирует совет директоров АСВ.
Прибыль В зачисляется в увеличение имущественного взноса РФ в следующем порядке:
1) часть прибыли В, полученная от деятельности с использованием средств имущественного взноса РФ в ФОСВ, поступившего в соответствии со ст. 50 комментируемого Закона, зачисляется в ФОСВ в увеличение имущественного взноса РФ. Указанную часть прибыли В АСВ вправе использовать в качестве источника покрытия убытка, возникшего вследствие снижения рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в которые были инвестированы временно свободные денежные средства имущественного взноса РФ в ФОСВ. Ежегодно на эти цели резервируется сумма, не превышающая дохода за отчетный год от корректировки оценки обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по текущей рыночной стоимости;
2) часть прибыли В, полученная от деятельности с использованием средств имущественного взноса РФ в имущество АСВ, не являющееся ФОСВ, направляется в увеличение имущественных взносов РФ, поступивших в соответствии со ст. 50 комментируемого Закона и ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", пропорционально их суммам.
Указанную часть прибыли В АСВ вправе использовать в качестве источника для покрытия:
- возможных убытков, возникших от осуществления АСВ мер по предупреждению банкротства банков;
- возможных убытков текущего отчетного периода.
Решение об использовании прибыли В на указанные цели принимает правление АСВ при подведении итогов отчетного года, о чем информирует совет директоров АСВ. АСВ вправе использовать прибыль В для списания с баланса объектов материальных ценностей при их выбытии. Ежегодно на эти цели резервируются средства в размере не более суммы произведенных за год капитальных затрат на приобретение, создание основных средств согласно утвержденной советом директоров смете расходов АСВ. В случае, если прибыли В достаточно, правление АСВ вправе принять решение о резервировании дополнительных средств в размере до 1,5 процента балансовой стоимости здания, расположенного по адресу: г. Москва, Верхний Таганский тупик, д. 4, приобретенного в 2004 году. В случае, если ранее зарезервированных средств недостаточно для покрытия возможных убытков, совет директоров принимает решение о списании убытков за счет средств имущественного взноса РФ.
2. Меры АСВ по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств имущественного взноса РФ в имущество АСВ, не являющиеся ФОСВ. АСВ вправе использовать эти средства по следующим направлениям:
1) оказание финансовой помощи банку;
2) оказание финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка;
3) оказание финансовой помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их часть;
4) приобретение АСВ акций (долей в уставном капитале) банка;
5) приобретение АСВ активов банка;
6) улучшение (сохранение) рыночных характеристик активов, приобретенных АСВ при осуществлении мер по предупреждению банкротства банков.
По окончании срока реализации плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка (завершения проведения мер по предупреждению банкротства банка) АСВ предоставляет совету директоров АСВ информацию о реализации указанного плана, содержащую в том числе сведения об использованных средствах, размере средств, возвращенных АСВ, а также о средствах, нереальных к взысканию.

 

Статья 41. Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов

 

В соответствии с комментируемой статьей финансовая устойчивость ССВ обеспечивается имуществом АСВ, а также средствами федерального бюджета, которые выделяются на эти цели. Федеральным законом о бюджете на соответствующий год определяется право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования. Если совет директоров АСВ утвердит решение правления АСВ о недостаточности средств ФОСВ для выплат страховых возмещений в установленный срок, то совет директоров АСВ принимает решение:
1) обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении денежных средств из бюджета в виде кредита, если дефицит ФОСВ составляет не более 1 млрд. рублей;
2) обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если дефицит ФОСВ превышает 1 млрд. рублей.
Правительство РФ принимает решение о выделении средств в срок, не превышающий семи календарных дней, но если данные средства выделить невозможно, Правительство РФ вправе внести в Государственную Думу Федерального Собрания проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете на соответствующий год.
В случае дефицита ФОСВ совет директоров АСВ может повысить ставку страховых взносов. Решением правления АСВ была принята Методика оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов от 16 июня 2005 г., в соответствии с которой АСВ определяет финансовую устойчивость ССВ при наступлении страховых случаев в банках-участниках. Оценка финансовой устойчивости ССВ осуществляется в целях прогнозирования расходов федерального бюджета на покрытие возможного дефицита ФОСВ в предстоящем году.
Следует отметить, что в мировой практике (подробнее об этом: Руководство по финансированию систем страхования депозитов. Подготовлено Комитетом по исследованиям и руководствам Международной ассоциации страховщиков депозитов от 6 мая 2009 г., Банк международных расчетов Базель, Швейцария) существует несколько методов расчета адекватного целевого размера страхового фонда. Общим элементом всех этих методов является необходимость определения потенциальных потерь/убытков фонда страхования депозитов. Наиболее распространенным подходом является изучение прошлого опыта страны в плане разорений банков и связанных с этим потерь. Преимущества этого подхода достаточно очевидны и понятны, поскольку он полагается на существующую информацию. Его недостатком является, естественно, то, что прошлое может оказаться плохим предсказателем будущего. Он не учитывает существующий профиль рисков институтов-участников, а также иную информацию, которая может быть полезной при оценке потенциальных потерь страховщика депозитов.

Метод кредитного портфеля является более аналитическим методом определения обоснованного уровня коэффициента резервирования, который применяется, например, в Гонконге, Сингапуре, США и Канаде. В этих системах фонд страхования депозитов представляется подверженным портфелю кредитных рисков, аналогично банковскому портфелю кредитов. Портфель состоит из отдельных экспозиций по каждому из застрахованных банков, каждый из которых потенциально (в большей или меньшей степени) может порождать потери средств фонда. В большинстве случаев будет относительно высокая вероятность понесения незначительных потерь и намного меньшая вероятность понесения очень больших потерь. Вероятные крупные потери, скорее всего, будут ассоциироваться с присутствием в системе крупных банков.
В соответствии с Методикой оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов для оценки финансовой устойчивости ССВ рассматривается изменение величины ФОСВ в предстоящем периоде, представленное следующим образом:

ВФОСВt+1 = ВФОСВt + ПФОСВt - РФОСВt,

где ВФОСВt - величина ФОСВ на начало предстоящего периода;
ПФОСВt - поступления в ФОСВ в предстоящем периоде;
РФОСВt - расходы ФОСВ в предстоящем периоде;
ФОСВt+1 - величина ФОСВ на конец предстоящего периода.

В случае если величина ФОСВ на начало и на конец предстоящего периода больше или равна нулю, то размер ФОСВ считается достаточным для осуществления выплат возмещения по вкладам в этом периоде, а ССВ - финансово устойчивой. Если величина ФОСВ на начало или на конец периода принимает отрицательное значение, это означает, что в оцениваемом периоде будет иметь место дефицит ФОСВ, а ССВ будет считаться финансово неустойчивой. При прогнозе поступлений в ФОСВ учитываются:
- страховые взносы банков;
- прибыль от инвестирования;
- средства, получаемые от удовлетворения прав требования АСВ, приобретенных в результате выплаты возмещения по вкладам:

ПФОСВt = СВФОСВt + ПИФОСВt + УПТФОСВt,

где ПФОСВt - поступления в ФОСВ в предстоящем периоде;
СВФОСВt - страховые взносы банков в ФОСВ в предстоящем периоде;
ПИФОСВt - прибыль  от  инвестирования   временно   свободных   денежных средств, направленная на увеличение ФОСВ в предстоящем периоде;
УПТФОСВt - средства  от  удовлетворения  прав требования, поступившие в предстоящем периоде.

При прогнозе расходов средств ФОСВ учитываются только расходы на выплату возмещений по вкладам в предстоящем периоде и накладные расходы, связанные со страховыми выплатами:

РФОСВt = ВВВt + НВВt,

где РФОСВt - расходы средств ФОСВ в предстоящем периоде;
ВВВt - расходы на выплату возмещений по вкладам в предстоящем периоде;
НВВt - накладные  расходы, связанные с выплатой возмещений  по вкладам в предстоящем периоде.
Вероятности банкротства банков могут оцениваться следующими способами:
- на основе оценки финансовых показателей банка и макроэкономических показателей (эконометрическая модель);
- на основе рыночной информации об облигациях, эмитированных банком (облигационная модель/модель кредитных спрэдов);
- на основе экспертных оценок.
Оценка вероятностей банкротства банков осуществляется на основе совокупного использования названных способов.

 

Статья 42. Контроль за функционированием системы страхования вкладов

 

1. Согласно комментируемой статье контроль за функционированием ССВ и деятельностью АСВ осуществляется Правительством РФ и Банком России путем непосредственного участия их представителей в составе органов управления АСВ. В соответствии со ст. 18 комментируемого Закона высшим органом управления АСВ является совет директоров, в состав которого входят 13 членов - семь представителей Правительства РФ, пять представителей Банка России и генеральный директор АСВ. Контроль за функционированием ССВ осуществляется советом директоров (представителями Правительства РФ и Банка России) путем голосования по вопросам, отнесенным к их компетенции (см. ст. 19 Закона N 177-ФЗ).
Ежегодно совет директоров АСВ определяет по итогам конкурса аудиторскую организацию для проверки:
- отчета о движении денежных средств ФОСВ;
- отчета о прибылях (убытках), полученных от размещения или инвестирования временно свободных денежных средств АСВ;
- использования АСВ средств ФОСВ;
- годового бухгалтерского баланса АСВ.
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности АСВ в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". АСВ заключает договор с аудиторской организацией по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса. В конкурсе вправе участвовать любые заинтересованные лица, подавшие заявку на участие и соответствующие требованиям, установленным к таким организациям. Для проведения конкурса образуется комиссия из числа членов совета директоров и работников АСВ.
Наряду с членами совета директоров в состав комиссии входят пять работников АСВ, кандидатуры которых вносит на утверждение совета директоров генеральный директор АСВ. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурса, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе участники (акционеры) этих организаций, члены их органов управления, кредиторы участников размещения заказа).
При проведении аудита аудиторская организация имеет право:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
- непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
При выполнении своих функций аудиторские организации обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены или составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в ФОСВ, осуществляется Счетной палатой РФ в порядке, определенном Федеральным законом от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации". Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании. Счетная палата контролирует расходование бюджетных средств, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Следует отметить, что в период с 14 июля по 24 декабря 2010 года Счетная палата РФ проводила проверку финансово-хозяйственной деятельности АСВ за 2008 - 2009 годы и период 2010 года.
Целями этого контрольного мероприятия было:
- исследование действующей нормативно-правовой и распорядительно-методической базы по вопросам деятельности АСВ, оценка изменений и дополнений, внесенных в указанные документы в проверяемый период;
- проверка деятельности АСВ по формированию и использованию имущества АСВ, по получению заемных средств ЦБ РФ, по получению и распоряжению другими средствами;
- анализ эффективности деятельности АСВ по размещению или инвестированию временно свободных денежных средств;
- анализ эффективности мер по предупреждению банкротства банков, осуществляемых АСВ;
- проверка организации внутреннего контроля в АСВ;
- анализ нормативной базы и проверка соблюдения процедур. Проверка целевого использования кредитными организациями средств финансовой помощи, предоставленной АСВ в предупреждении их банкротства, и эффективности принятых АСВ мер по предупреждению банкротства за проверяемый период 2008 - 2009 годы и 2010 год.
О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

 

Оглавление: Комментарий к Федеральному закону от 23.12.2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"