Мировой рынок страхования

 

В апреле 2011 г. Центр изучения финансовых инноваций (Centre for the Study of Financial Innovation) совместно с аудиторско-консалтинговой фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC) провел опрос более 500 субъектов страхового дела из 40 стран во всех регионах мира (страховые и перестраховочные компании, брокеры, эксперты). Респонденты должны были оценить и ранжировать риски, с которыми сталкивался страховой сектор в последние два года.
По итогам опроса был опубликован обзор "Подводные камни страхования в 2011 году" (Insurance Banana Skins 2011) (см. таблицу). Следует отметить, что на первом месте оказался риск, связанный с государственным регулированием страховой отрасли.


 

Таблица

Рэнкинг "подводных камней" страховой отрасли

Место в
2011 г.

Риск

Описание

Место в
2010 г.

1

Регулирование
отрасли

Новые правила в области регулирования
платежеспособности и рыночного
поведения приведут к дополнительным
затратам и проблемам, связанным с
необходимостью соблюдать установленные
требования. Руководство будет
вынуждено отвлекаться от более
насущных задач управления бизнесом,
притом что сектор уже находится в
условиях стресса. Наибольшая опасность
заключается в изменении
законодательства по контролю маржи
платежеспособности, поэтому грядущее
введение норм Solvency II, которые
должны вступить в силу с 1 января
2014 г., вызывает также сильнейшую
озабоченность у руководства страховых
организаций стран ЕС. Согласно обзору
в перегруженную повестку дня также
вошли такие риски, как новые
международные стандарты в области
отчетности, пересмотр системы
розничных продаж в Великобритании и
другие налоговые и законодательные
инициативы. Данный риск приводит к
увеличению затрат страховщиков по
реагированию на инициативы
регуляторов, к большему объему работ
(так как многие законодательные
инициативы реализуются одновременно),
к необходимости увеличения капитала
(избыточные требования, вызванные
кризисом, которые впоследствии могут
оказаться чрезмерными), к
неуверенности в завтрашнем дне при
бизнес-планировании, к переделу в
отрасли (слияниям и поглощениям,
неожиданным уходам с рынка), к
перераспределению потоков на рынках
(переносу страхового бизнеса в США и
на Ближний Восток из-за ужесточения
требований регуляторов в ЕС)

5

2

Капитал

Обеспокоенность страховой отрасли
вызывает проблема доступности капитала
для выполнения требований регуляторов
по его увеличению, так как сохраняется
неопределенность в мировой экономике и
на финансовых рынках. Кроме того, в
Европе продолжаются дебаты по
Solvency II: многие европейские
страховщики считают, что введение
Solvency II приведет к снижению
прибыльности и реструктуризации
отрасли, мелкие страховщики будут
вынуждены уйти с рынка, а крупные
откажутся от неприбыльных видов
страхования и запуска новых продуктов.
Страховщики Ллойда считают, что
Solvency II направлена против
лондонского страхового рынка, который
привык работать с меньшим капиталом, в
пользу рынков других стран, где
требования к капиталу более мягкие.
Однако и в других регионах доступность
капитала также снижается из-за
катастрофичных стихийных бедствий -
землетрясений в Японии и Новой
Зеландии

3

3

Макроэкономические
тенденции

Сложный финансовый климат, медленное
восстановление экономики после
кризиса, инфляция и нестабильность в
некоторых регионах вызывают
беспокойство на всех рынках. Дефицит
торгового баланса и проблемы
финансирования госдолга США, падение
покупательной способности американцев
могут привести к снижению доходов
американских страховщиков. Отмечается
нестабильность рынков Китая, Японии и
Индии. Беспорядки и волнения в
Северной Африке привели к ограничению
поставок нефти в Европу, что повлияло
на темп восстановления европейской
экономики. Рост инфляции способен
негативно сказаться на портфелях
страховщиков жизни. Снижение объемов
кредитования физических лиц, вызванное
кризисом, влечет за собой снижение
спроса на страховые услуги.
Нестабильность еврозоны, ситуация на
Ближнем Востоке и в Тихоокеанском
регионе могут привести к дефолтам
отдельных стран и структурным
изменениям на финансовых рынках

4

4

Результат от
инвестиций

Чтобы быть прибыльными, страховщикам
необходим инвестиционный доход, так
как от этого зависит их финансовая
устойчивость, но страховые компании не
могут быть уверены в будущем своего
бизнеса во время экономического
кризиса из-за риска возврата высокой
инфляции, экономической рецессии,
роста суверенного долга стран, низких
процентных ставок. Новые требования
регуляторов также ограничивают виды
инвестиций для страховщиков. Особенно
это беспокоит страховщиков жизни,
которым необходимо финансировать свои
накопительные продукты

1

5

Стихийные бедствия

Риски стихийных бедствий беспокоят
страховщиков намного больше, чем в
прошлом году, что связано с недавними
катаклизмами в Новой Зеландии и Японии

22

6

Квалифицированные
кадры

Новым в этом году является риск
нехватки квалифицированных кадров -
это очень серьезный вопрос для всех
регионов. В ЕС причиной этого является
отток квалифицированных кадров в
государственные органы, которым нужны
специалисты по Solvency II. В странах
Азии не хватает уровня образования.
Кроме того, страховая отрасль теряет
привлекательность для молодых
специалистов, которые считают
страхование "нудным и скучным
занятием". Из-за кризиса страховщики
сворачивают программу
профессионального обучения своих
сотрудников на местах

-

7

Долгосрочная
ответственность

Страховые резервы для покрытия
катастрофических убытков, которые
случаются редко, теперь, после
введения Solvency II, подпадают под
пристальное внимание регуляторов,
которые будут оценивать их
адекватность, особенно с учетом
последних стихийных бедствий

10

8

Корпоративное
управление

В странах ЕС регулятор (EIOPA)
осознает значимость корпоративного
управления и уже гармонизировал свои
требования к этому риску. Однако для
стран Ближнего Востока и Азии данный
риск остается достаточно высоким

17

9

Каналы продаж

Управление каналами продаж страховых
продуктов остается приоритетной
задачей для страховщиков жизни.
Возрастает роль Интернета как канала
продаж, и покупатель страховых услуг
становится более требовательным и
грамотным. Растет стоимость
обслуживания каналов продаж из-за
нечестной конкуренции (переманивание
агентов за счет более высокого
комиссионного вознаграждения и т.д.).
Страховой отрасли в Азии необходимо
также обеспечить лучшее проникновение
страховых агентов в сельские районы

16

10

Процентные ставки
по кредитам

Сохраняющиеся низкие процентные ставки
вызывают беспокойство у страховщиков
жизни, не получавших уже четыре года
своего инвестиционного дохода. Однако
увеличение ставок банками из-за
инфляции может привести к оттоку
излишнего капитала и увеличению его
стоимости, что вызовет ужесточение
страховых тарифов

11

11

Политические риски

Политические риски переместились на
несколько позиций вверх из-за событий
в Северной Африке и на Ближнем Востоке
и роста обеспокоенности по поводу
платежеспособности некоторых стран ЕС.
Кроме того, правительства ряда стран
прямо вмешиваются в социально значимые
виды страхования, диктуя свои условия,
например в Индии или Австралии
(медицинское страхование), или
косвенно, как в Латвии, где нет
ясности с налогообложением
страховщиков

18

12

Актуарные расчеты

По мнению респондентов, требования
Solvency II к актуарным расчетам и
резервам являются противоречивыми.
Кроме того, последние решения
Европейского суда касательно отмены
дискриминации по полу при определении
страхового тарифа для мужчин и женщин
потребуют кардинального пересмотра в
ценообразовании, которое раньше
основывалось на актуарных расчетах на
базе пола и возраста. Следующим шагом
может стать отмена дискриминации по
возрасту. Кроме того, изменение
условий жизни и ее продолжительности
пришло в несоответствие с
используемыми актуарными моделями и
формулами, которые утратили
актуальность. Все это приведет к
радикальному пересмотру ставок в
сторону их увеличения

9

13

Управленческие
расходы

Рост инфляции, расходов на
урегулирование претензий
страхователей, новых расходов,
производимых для того, чтобы
соответствовать новым требованиям
регуляторов, делает процесс снижения
административных издержек и расходов
на ведение дела очень трудным.
Восстановление экономики после кризиса
приводит к необходимости увеличения
заработной платы сотрудникам, чтобы
удержать их от перехода к конкурентам.
Растет стоимость обслуживания каналов
продаж. Все это негативно сказывается
на доходности страховой отрасли

14

14

Качество
управления

За то время, которое прошло с первого
обзора в 2008 г., когда этот риск
находился под номером 3, качество
управления значительно улучшилось за
счет обучения руководящих сотрудников,
более жестких требований к ним и
усиления надзора. Однако в некоторых
регионах наблюдается нехватка
качественного руководящего персонала

13

15

Управление рисками

По мнению участников обзора,
управление рисками в отрасли также
улучшилось. Однако введение
Solvency II поднимет планку для риск-
менеджмента на новый уровень, что
может привести к нежелательным
последствиям

6

16

Репутация

Репутационный риск в последние годы
больше беспокоил банки, а не
страховщиков. Однако в настоящее время
страховщики обеспокоены завоеванием
доверия потребителей, которые обвиняют
их в нежелании оплачивать убытки.
Некоторые респонденты отмечают
массовое "недострахование", что также
отражает недоверие к страховщикам

15

17

Поддержка продаж

Подразделения, которые обслуживали и
поддерживали продажи (андеррайтинг,
претензионная работа, риск-инжиниринг,
маркетинг), всегда находились вне зоны
пристального внимания руководства
страховых компаний. Однако в данном
секторе существуют свои риски:
мошенничество, ошибки и упущения,
потеря данных, подверженность
интернет-рискам, репутация. Необходимы
автоматизация бизнес-процессов и
усиление надзора

24

18

Практика розничных
продаж

В практике розничных продаж необходим
переход к клиентоориентированности,
т.е. перенос фокуса с прибыльности
операций на удовлетворение нужд
страхователя. Последние инициативы
регулятора в Великобритании (Retail
Distribution Review) направлены на
устранение конфликта интересов в
продажах, установление
профессиональных стандартов и
повышение прозрачности операций

25

19

Комплексные
инструменты

Риски, связанные с использованием
сложных производных финансовых
инструментов (деривативов), которые
создавали трудности для страховщиков
во время кризиса, уменьшились из-за
отказа от их использования в кризисный
период. Страховые компании стали более
консервативны при использовании
финансовых инструментов

8

20

Изменение климата

Изменение климата не рассматривается
поставщиками финансовых услуг как
значительный риск. Однако для
перестраховщиков этот риск оказался
более значимым, чем для остальных
респондентов. Страховщики из Японии
также отметили риск изменения климата
как высокий из-за повышенного риска
наводнений в своем регионе

28

21

Перестрахование

Перестраховочные компании в целом
положительно оценивают свое
состояние - на рынке достаточно
емкости по адекватной цене. Однако все
может измениться, если произойдут
катастрофические стихийные бедствия
или другие крупные убытки. Кроме того,
продолжается снижение ставок, которые
уже приближены к минимуму
самоокупаемости. Также перестраховщики
отмечают давление/шантаж со стороны
рейтинговых агентств и сомневаются в
адекватности их рейтингов. Возрастает
конкуренция на рынке перестрахования

20

22

Мошенничество

Во времена рецессии возрастает число
мошенничеств как со стороны
страховщиков, так и со стороны
страхователей. Страховое мошенничество
становится бизнесом. Наивысший уровень
страхового мошенничества отмечают в
регионе Ближнего Востока и Азии. Везде
также отмечают рост киберпреступлений

23

23

Терроризм

Лондонские страховщики отмечают рост
риска терроризма из-за увеличения
нестабильности в арабском мире и
возникновения новых очагов
конфронтации с западным миром. По их
мнению, этот риск недооценен. Другие
же страховщики уверены, что риск
терроризма теперь под контролем и на
рынке достаточно емкости; кроме того,
обычно этот риск исключают из объема
страховой защиты

26

24

Разработка
страховых
продуктов

Количество новых страховых продуктов
на рынке постоянно уменьшается и все
еще будет уменьшаться после перехода
на Solvency II, так как разработка
новых продуктов весьма затратна и
требует финансовых и людских ресурсов.
Страховщики не способны быстро
реагировать на спрос и не
заинтересованы в инновациях. Кроме
того, продуктам, предлагаемым
страховщиками жизни, приходится
конкурировать с банковскими продуктами

29

25

Загрязнение
окружающей среды

В связи с утечкой нефти в Мексиканском
заливе риск загрязнения окружающей
среды в рэнкинге поднялся вверх.
Респонденты относят эти риски к
операционным рискам (риск
андеррайтинга) и считают, что они
менее опасны для страхового бизнеса,
чем риск изменения законодательства.
Перестраховщики, которые являются
"крайними" при оплате претензий,
больше обеспокоены этим риском

34

26

Управление
слияниями и
поглощениями

В период кризиса происходит
консолидация страховой отрасли,
отмечается повсеместный рост
количества сделок по слияниям. Но
страховщики обеспокоены, что слияния и
поглощения не приведут к созданию
новых жизнеспособных компаний

31

В настоящее время регулирование платежеспособности страховых организаций в Евросоюзе (ЕС) базируется на принятых еще в 1970-е гг. директивах ЕС в области страхования жизни и страхования non-life. Первый пересмотр норм страхования, касающихся требований к платежеспособности страховых организаций, начался в 2002 г. путем принятия двух Директив, которые получили обобщенное название "Первая норма о платежеспособности - Solvency I" (Directive 2002/13/EC of the European Parliament and of the Council of 5 March 2002 amending Council Directive 73/239/EEC as regards solvency margin requirements for non-life insurance undertakings):

1) Директивы 2002/13/ЕС от 05.03.2002 "О внесении изменений в Директиву ЕС 73/239/ЕСС в части требований к финансовой устойчивости страховых компаний в сфере иной, чем страхование жизни", в которой была сформирована система регулирования и оценки платежеспособности страховых компаний;

2) Директивы 2002/83/ЕС от 05.11.2002 "О страховании жизни" (Directive 2009/83/EC of the European Parliament and of the Council of 5 November 2002 concerning life assurance).

Примечание. Речь идет о внесении изменений в Директиву 73/239/ЕСС "О координации законодательства, регламентов и административных положений, относящихся к прямому страхованию иному, чем страхование жизни". Директива 73/239/ЕСС была принята 24 июля 1973 г. (первая Директива о страховании ином, чем страхование жизни) и претерпела изменения в 1988 г. (вторая Директива о страховании ином, чем страхование жизни) и в 1922 г. (третья Директива о страховании ином, чем страхование жизни).

Однако Еврокомиссия не остановилась на достигнутом и уже в 2001 г. приступила к разработке нового подхода к контролю за платежеспособностью страховых организаций, взяв за основу не только количественные финансовые показатели, но и качественные показатели с учетом всех рисков, присущих страховщикам (см. рисунок).

Архитектура "Второй нормы о платежеспособности - Solvency II"


Рисунок

В результате многолетней работы 25 ноября 2009 г. была принята новая Директива 2009/138/ЕС "Об учреждении и ведении предпринимательской деятельности в области страхования и перестрахования" (Directive 2009/138/EC of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the taking-up and pursuit of the business of Insurance and Reinsurance), которая получила название "Вторая норма о платежеспособности - Solvency II" и должна была вступить в силу с 31 октября 2012 г. Однако из-за технических проблем специальной Директивой Quick Fix Directive, опубликованной в мае 2012 г., срок вступления в силу норм Solvency II был перенесен на 1 января 2014 г., а Директивой "Об изменении Директив 2003/71/ЕС и 2009/138/ЕС в отношении полномочий Европейского надзорного органа в сфере страхования и профессионального пенсионного обеспечения (European Insurance and Occupational Pensions Authority (EIOPA) - в 2009 г. по инициативе Еврокомиссии заменил Комитет инспекторов европейского страхового сектора) и Европейского надзорного органа в сфере ценных бумаг и финансовых рынков - Omnibus II" (Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council amending Directives 2003/71/EC and 2009/138/EC in respect of the powers of the European Insurance and Occupational Pensions Authority and the European Securities and Markets Authority) были внесены соответствующие поправки с учетом произошедших структурных изменений и уроков кризиса.

В заключение респондентов попросили также ответить на вопрос: "Готова ли, по вашему мнению, страховая отрасль справиться с рисками, которые вы идентифицировали?". Среди опрошенных 5% ответили, что готова, 8% - что не готова, 87% дали уклончивый ответ. Во время прошлого обзора только 4% опрошенных ответили, что готова, 11% - что не готова, 85% дали уклончивый ответ.

В вышеуказанном опросе не принимали участие субъекты страхового дела России, но в эпоху глобализации российский рынок уже фактически является частью мирового, что и подтвердила ратификация Российской Федерацией Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. В августе 2012 г. Россия стала 156-м членом ВТО. Согласно Перечню специфичных обязательств Российской Федерации по услугам страховое законодательство в течение девяти лет будет гармонизировано в соответствии с мировым в части торговли страховыми услугами (за рядом исключений). Вступление в ВТО открывает России дорогу в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), переговоры о вступлении в которую уже находятся в завершающей фазе. Таким образом, очевидно, что интеграция России в мировое экономическое сообщество неизбежна и это влечет за собой дальнейшее изменение российского законодательства, включая страховое.

Мнение. Ю.Б. Фогельсон, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", профессор, Общество страховых юристов России, старший партнер, д. ю. н.

Проблема регулирования платежеспособности страховых компаний - одна из важнейших для рынка страхования. Не зря в ЕС принимают Solvency II, а МАСН готовит новую редакцию надзорного стандарта. Не за горами и переход на риск-ориентированный надзор. Нашим же страховщикам, полагаем, ничего этого опасаться не следует.

Конечно, Россия вступила в ВТО, давно является членом МАСН, и нет никаких причин, по которым страховой надзор не ориентировал бы отечественных страховщиков на Solvency II. Но все это имело бы смысл только при наличии в стране правовой системы.

Нельзя же, в самом деле, назвать правовой структуру, в которой Конституционный Суд сначала объявляет, что кодифицированные акты, принятые в форме федерального закона, могут иметь приоритет над другими федеральными законами, регулирующими те же отношения (Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П), а через полтора года пишет прямо противоположное (Определение КС РФ от 08.11.2005 N 439-О).

А как назвать систему, в которой другой высший суд, по существу, заявляет, что законодатель неверно понимает правовую природу неустойки (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 14107/09)?

Главным пороком такой системы является полная невозможность, "получив при необходимости консультацию по делу, предвидеть в разумных пределах последствия своих действий" (цитата из решения ЕСПЧ по делу "Санди Таймс" против Соединенного Королевства").

В такой ситуации для бизнеса, в том числе и страхового, возможны две стратегии: либо вообще закрыть здесь бизнес, либо "ловить рыбку в мутной воде" и быть готовым в любой момент свернуть все дела и исчезнуть.

Понятно, что для обеих этих стратегий грядущее ужесточение требований к платежеспособности страховых компаний не является сколько-нибудь значимым фактором.

Хотя вопрос о введении в России норм платежеспособности Solvency II пока не стоит на повестке дня, частично эти требования уже нашли отражение в российском законодательстве:

1) согласно пп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" сфера его действия распространяется также и на страховые организации;

2) согласно п. 1 ст. 19 "Внутренний контроль" Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступает в силу с 1 января 2013 г., любой экономический субъект, в том числе и страховая организация, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых актов хозяйственной жизни.

Кроме того, в настоящий момент в Государственной Думе находятся проекты законов N N 391338-5 и 625509-5 (принятые в первом чтении), которые предусматривают внесение в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" следующих изменений:

  • возможность привлечения страховщиками субординированных займов;
  • введение системы пруденциального (превентивного) надзора;
  • определение процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования;
  • создание страховщиками системы внутреннего контроля и внутреннего аудита;
  • повышение прозрачности страховой деятельности, а также обязанность страховщиков информировать потребителей услуг о своей деятельности и предлагаемых услугах (в том числе в части составления отчетности, ее обязательного аудита и опубликования);
  • повышение требований к деятельности страховых посредников;
  • детализация перестрахования: определение объекта перестрахования, перестраховщика, перестрахователя, форм и видов перестрахования; меры регулирования деятельности перестраховщиков-нерезидентов; ограничение возможности передачи каждым отдельным страховщиком в полном объеме риска выплаты в перестрахование (такая возможность остается только для страховых пулов) и т.д.

Февраль 2013 г.



Автострахование

Личное страхование

Страхование имущества

Страхование ответственности