Новый закон об актуариях

 

Актуальность принятия Федерального закона N 293-ФЗ

Этот Закон прошел длинный путь от законопроекта до подписания Президентом РФ. Законопроект был внесен в Госдуму 20 июня 2007 г. Долгих шесть лет шла работа над данным правовым актом: устранялись разногласия, была создана согласительная комиссия для работы над ним. В итоге все заинтересованные лица получили отдельный Закон об актуарной деятельности. Чем была вызвана необходимость принятия Федерального закона N 293-ФЗ?
Необходимость и актуальность разработки этого Закона обусловлены тем, что существующая законодательная база не обеспечивает эффективного регулирования актуарной деятельности в России. В настоящее время отдельные нормы о регулировании деятельности актуария содержатся в законодательстве о страховой деятельности и деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию. Фактически отсутствует системное регулирование отрасли: нет точного описания субъекта актуарной деятельности и его квалифицирующих признаков, предмета и объектов актуарной оценки, требований к порядку осуществления актуарной деятельности и системе контроля за ней. Отдельного закона, регулирующего актуарную деятельность, до 2013 г. не было.
Также существенной проблемой являлось отсутствие в законодательстве норм, предусматривающих ответственность актуария за результаты своей работы. При этом отметим, что актуарная деятельность ведется в целях контроля платежеспособности организаций, осуществляющих общественно значимую деятельность (Пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации) и деятельность, связанную с принятием рисков.

Федеральный закон N 293-ФЗ должен исключить противоречия и дублирование в нормативном регулировании актуарной деятельности, создать условия для эффективного регулирования и осуществления актуарной деятельности в РФ и существенно повысить прозрачность и эффективность таких важных сфер социальных и экономических институтов, как страхование и пенсионное обеспечение.

Таким образом, актуальность Федерального закона N 293-ФЗ обусловлена необходимостью создания правовой основы осуществления актуарной деятельности, установления порядка разработки и утверждения ее стандартов, порядка приобретения статуса актуария, а также введения института саморегулирования актуариев.

 

Основные положения Федерального закона N 293-ФЗ

Обязательное актуарное оценивание. Деятельность страховых организаций, обществ взаимного страхования является объектом обязательного актуарного оценивания.

К сведению. Актуарное оценивание - это вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение.

Обязательное актуарное оценивание деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже одного раза в год. Обеспечить его проведение обязаны сами организации.

У страховых организаций есть два варианта проведения актуарного оценивания:

  • на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности, при этом в данном случае работник может проводить актуарное оценивание только деятельности работодателя, за исключением случаев, когда в качестве заказчика такой оценки выступает Правительство РФ;
  • на основании гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и субъектом актуарной деятельности.

К сведению. Субъектами актуарной деятельности являются актуарий и ответственный актуарий.

Актуарий и ответственный актуарий. Федеральным законом N 293-ФЗ предусмотрено два вида субъектов актуарной деятельности: актуарий и ответственный актуарий.
К актуариям предъявляются следующие требования:

  • наличие высшего математического (технического) или экономического образования, подтвержденного документом о соответствующем высшем образовании, признаваемым в РФ;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • членство в саморегулируемой организации актуариев (СРОА), при этом только в одной такой организации.

Ответственный актуарий должен соответствовать всем предъявляемым к актуариям требованиям, а также дополнительным требованиям:

  • иметь подтвержденный СРОА стаж работы в области проведения актуарного оценивания и (или) актуарных расчетов не менее трех лет из последних пяти календарных лет;
  • быть аттестованным СРОА;
  • соответствовать дополнительным требованиям к квалификации ответственных актуариев, установленным уполномоченным органом.

К сведению. Уполномоченным органом для целей Федерального закона N 293-ФЗ является Банк России.

Сведения об ответственных актуариях вносятся в единый реестр ответственных актуариев сроком на пять лет, по истечении которых ответственный актуарий обязан вновь подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Порядок ведения такого реестра утверждает, а также непосредственно его ведет, предоставляет заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в нем, размещает эти сведения в Интернете уполномоченный орган - Банк России.

Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Понятие "страховой актуарий" с 2015 г. использоваться не будет, и деятельность актуариев не будет признаваться страховой деятельностью.

Отметим, что только ответственный актуарий может направить в уполномоченный орган актуарное заключение, подготовленное по итогам проведения обязательного актуарного оценивания. Оно публикуется в порядке, установленном уполномоченным органом.

Напомним, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 234-ФЗ, с 1 января 2015 г. п. 2 ст. 6 Закона РФ N 4015-1 будет дополнен абзацем следующего содержания: "По итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, общества взаимного страхования подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания, представляется страховщиком в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью".

Законодатель установил ограничение для ответственных актуариев в отношении актуарного оценивания:

  • оно не может проводиться в отношении организаций, в которых ответственный актуарий является учредителем (участником), а также руководителем такой организации, ее главным бухгалтером или состоит с ними в браке либо в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также полнородные и неполнородные братья и сестры, родители, дети супругов);
  • ответственный актуарий не вправе проводить актуарное оценивание деятельности страховой организации, с которой он заключил договор страхования своей гражданской ответственности.

Ответственный актуарий может быть исключен из единого реестра как по своей инициативе (на основании заявления или неподтверждения соответствия установленным требованиям по истечении пятилетнего срока со дня включения в реестр), так и по инициативе СРОА. Также основаниями для исключения из реестра может стать следующая деятельность ответственного актуария:

  • предоставление заведомо ложного актуарного заключения или иное грубое нарушение требований действующего законодательства. Лицо, исключенное из единого реестра ответственных актуариев по этому основанию, не может быть включено в него в течение пяти лет со дня исключения;
  • систематическое нарушение при проведении актуарного оценивания требований Федерального закона N 293-ФЗ или федеральных стандартов актуарной деятельности.

Дополнительными основаниями для исключения из реестра являются вступивший в законную силу обвинительный приговор суда в отношении ответственного актуария и его смерть либо объявление его судом умершим или безвестно отсутствующим.

Обязательным условием работы ответственного актуария на основании гражданско-правового договора является заключение договора страхования гражданской ответственности. Страховая сумма по договору должна быть не менее десятикратного размера денежного вознаграждения за проведение такого оценивания, но не менее 3 млн руб. В случае причинения убытков заказчику ответственный актуарий должен возместить их в размере не более размера страховой суммы по договору страхования своей гражданской ответственности.

Саморегулируемая организация актуариев (СРОА). Согласно требованиям Федерального закона N 293-ФЗ актуарии должны быть членами саморегулируемой организации. СРОА должна отвечать следующим требованиям:

  • быть некоммерческой организацией, соответствующей нормам, установленным Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и Федеральным законом N 293-ФЗ;
  • быть создана в целях развития и регулирования актуарной деятельности;
  • сведения об организации должны быть внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев;
  • организация должна объединять актуариев на условиях членства.

Чтобы сведения о некоммерческой организации были внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев, должны выполняться следующие требования:

  • объединение в ее составе не менее 50 членов, являющихся актуариями;
  • успешная сдача всеми членами некоммерческой организации квалификационного экзамена, предусмотренного СРОА, за исключением переходных положений;
  • наличие стандартов и правил такой организации, кодекса профессиональной этики, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;
  • наличие программы повышения квалификации своих членов.

Отметим, что СРОА не может быть реорганизована.

СРОА ведет реестр членов своей организации, разрабатывает и утверждает стандарты и правила СРОА, требования к квалификации членов такой организации, кодекс профессиональной этики, а также проводит аттестацию ответственных актуариев в порядке, установленном Банком России. При приеме членов кроме сдачи квалификационного экзамена СРОА имеет право установить дополнительные требования к кандидатам.

Опыт работы аналогичных СРО в стране есть - это саморегулируемые организации профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Надзорным органом над СРОА является Банк России, который вправе проводить проверки деятельности данных организаций. Проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. На них распространяются нормы, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами РФ. Банк России имеет право в случае выявления нарушений в работе СРОА выдавать обязательные для исполнения предписания об их устранении, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае невыполнения предписания Банк России обращается в суд с заявлением об исключении сведений о СРОА из государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев.

Государственный реестр СРОА, как и реестр ответственных актуариев, ведет Банк России. Эти данные являются открытыми и размещаются на сайте уполномоченного органа.

Для координации работы всех СРОА будет создан совет по актуарной деятельности. Федеральным законом N 293-ФЗ определен состав данного совета:

  • не менее 1/3 членов совета должны составлять представители СРОА, которые подлежат ротации один раз в три года не менее чем наполовину;
  • не менее 1/4 членов совета - представители научной и педагогической общественности, независимые эксперты и иные не являющиеся представителями саморегулируемых организаций актуариев лица.

Остальными членами совета будут являться представители Банка России как уполномоченного органа, а также представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности. Председатель совета избирается из числа его членов и освобождается от должности в порядке, установленном положением о совете.

Совет будет заниматься не только выработкой предложений о направлениях развития актуарной деятельности, но и разработкой и утверждением федеральных стандартов актуарной деятельности, а также экспертизой проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в данной сфере.

Заметим, что при принятии Федерального закона N 293-ФЗ рассматривался вопрос о создании компенсационного фонда СРОА. Этот фонд должен был формироваться за счет обязательных взносов членов в размере не менее 30 000 руб., а расходоваться мог на возмещение ущерба, нанесенного членом СРОА, в случае совпадения следующих условий:

  • если для возмещения ущерба, причиненного актуарием, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;
  • если актуарий отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

При этом размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному актуарию по одному страховому случаю не может превышать 600 000 руб.

Такие нормы были в законопроекте, подготовленном к первому чтению. Первоначально предусматривался также иной порядок имущественной ответственности актуариев. Например, предлагалось, чтобы убытки, причиненные заказчику, заключившему договор о проведении актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования результатов таких расчетов, указанных в актуарном заключении, подписанном актуарием, подлежали возмещению в полном объеме за счет имущества актуария, причинившего своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении актуарной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым актуарий заключил трудовой договор.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов СРОА перед заключившими договор о проведении актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки заказчиком и (или) третьими лицами предусматривалось, что СРОА обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения данной ответственности:

  • должен быть заключен договор обязательного страхования ответственности актуария при осуществлении актуарной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее 300 000 руб.;
  • должен быть сформирован компенсационный фонд СРОА, в который каждым членом саморегулируемой организации внесен обязательный взнос в размере не менее 30 000 руб.

Но в конечном варианте Федерального закона N 293-ФЗ приведенных положений нет.

Уполномоченный орган. Как мы уже сказали, уполномоченным органом регулирования актуарной деятельности является Банк России. Он выступает регулятором актуарной деятельности, деятельности СРОА, осуществляет надзор за актуариями.

К полномочиям Банка России относится не только ведение реестров актуариев и СРОА, но и целый ряд функций:

  • согласование федеральных стандартов актуарной деятельности;
  • создание совета по актуарной деятельности;
  • установление требований к кодексу профессиональной этики;
  • установление дополнительных требований к содержанию актуарного заключения, порядку его представления и опубликования.

Банк России осуществляет как регулирующие актуарную деятельность функции, так и контролирующие. Для страховщиков важно знать, что он рассматривает актуарные заключения, подготовленные и направленные в уполномоченный орган, и осуществляет надзор за проведением актуарного оценивания соответствующих объектов обязательного актуарного оценивания.

Перечень полномочий Банка России является открытым: он выполняет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 293-ФЗ, а также другими федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности.

 

Переходные положения

Федеральным законом N 293-ФЗ предусмотрены переходные положения с целью подготовки к вступлению Закона в силу с 1 января 2015 г. Нормы, регулирующие подготовку к полноценной работе данного нормативного акта, действуют с 3 ноября 2013 г. Необходимые мероприятия, сроки их реализации приведены в таблице. Ответственным органом за реализацию этих мероприятий является уполномоченный орган - Банк России.

Мероприятие

Срок

Примечание

Формирование списка лиц, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр ответственных актуариев без проведения аттестации. Порядок формирования данного списка установлен Указанием Банка России от 20.01.2014 N 3176-У

До 1 марта 2014 г.

1. Список должен состоять не более чем из 40 лиц.

2. Данные лица должны соответствовать требованиям пп. 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 293-ФЗ.

3. Эти лица должны иметь безупречную деловую репутацию, подтвержденную работодателем.

4. Стаж работы указанных лиц должен составлять не менее 10 лет в области проведения актуарных расчетов.

Заявление нужно было подать не позднее 21 февраля 2014 г.

Данный список размещен на сайте Банка России

Разработка программы квалификационного экзамена для лиц, имеющих желание вступить в СРОА

До 1 сентября 2014 г.

При участии лиц, включенных в реестр ответственных актуариев без аттестации

Проведение квалификационного экзамена

В течение трех месяцев со дня утверждения программы экзамена

-

Создание совета по актуарной деятельности

Срок не установлен

Совет по актуарной деятельности разрабатывает и утверждает федеральные стандарты актуарной деятельности в течение трех месяцев со дня его создания

Принятие решения о внесении сведений об организации в государственный реестр СРОА

Некоммерческая организация должна подать заявление до 1 ноября 2014 г.

1. Некоммерческая организация должна соответствовать требованиям пп. 1, 3 и 4 п. 3 ст. 11 Федерального закона N 293-ФЗ.

2. Членами организации должны являться лица, сведения о которых внесены в единый реестр ответственных актуариев, либо которые сдали квалификационный экзамен или экзамен в ходе аккредитации в качестве независимого актуария при Инспекции негосударственных пенсионных фондов, либо которые на 01.01.2013 были членами организаций, входящих на правах действительного члена в Международную актуарную ассоциацию

* * *

Целью принятия Федерального закона N 293-ФЗ является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуария, введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии и гармонизация отечественного законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством.

Федеральным законом N 293-ФЗ предусмотрено два субъекта актуарной деятельности: актуарий и ответственный актуарий. Они должны отвечать установленным требованиям. Сведения об ответственных актуариях вносятся в единый реестр ответственных актуариев. При этом только ответственный актуарий может направить в Банк России актуарное заключение, подготовленное по итогам проведения обязательного актуарного оценивания.

Будут созданы саморегулируемые организации актуариев, а также совет по актуарной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование актуарной деятельности, а также контролирующие функции будет осуществлять Банк России.

Для реализации и полноценного вступления в силу законодательства об актуарной деятельности с 2015 г. предусмотрены переходные положения, которые уже действуют и реализуются уполномоченным органом.

Апрель 2014 г.