Комментарий к главе 4 ФЗ N 177-ФЗ О страховании вкладов: Организационные основы системы страхования вкладов

 

Статья 27. Основы взаимодействия Агентства, органов государственной власти и Банка России

 

1. В соответствии с комментируемой статьей федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и Банк России не имеют права вмешиваться в деятельность АСВ по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий. АСВ действует самостоятельно в рамках возложенных на него комментируемым Законом полномочий.
АСВ выполняет свои функции при взаимодействии с другими органами государственной и исполнительной власти (ЦБ РФ, ФНС России, МВД РФ). ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к АСВ в результате выплаты возмещения по вкладам. Так, например, АСВ и Федеральная налоговая служба (ФНС России) заключили соглашение об информационном взаимодействии. Соглашение позволяет более эффективно решать поставленные задачи АСВ - при установлении причин несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, выявлении признаков преднамеренного банкротства банков, ФНС России - по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и др. Обмен информацией предусматривает передачу ФНС России сведений о выявленных в результате проверок нарушений налогового законодательства, о наличии задолженности по налогам и иным обязательным платежам, а также сведений о налогоплательщиках, имеющихся у налогового органа. В свою очередь АСВ информирует ФНС России о кредитных организациях, находящихся в процедуре банкротства, в том числе по вопросам, необходимым ФНС России для осуществления функций уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве. АСВ передает в ФНС России отчеты конкурсных управляющих кредитных организаций, в состав комитета кредиторов которых не входят представители ФНС России.
Кроме того, АСВ и МВД РФ также заключили соглашение о взаимодействии при выявлении и расследовании случаев преднамеренного банкротства в банках, конкурсным управляющим (ликвидатором) которых выступает АСВ. В рамках данного соглашения стороны договорились об участии в совместной разработке и реализации предложений, направленных на поддержание стабильности банковской системы РФ, предотвращение преднамеренных или фиктивных банкротств кредитных организаций, усиление персональной ответственности руководителей и владельцев банков за ущерб, причиняемый их клиентам. АСВ при выявлении в ходе ликвидационных процедур обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступлений, должно направлять соответствующие материалы в органы внутренних дел и способствовать их расследованию. МВД должно информировать АСВ о процессуальных решениях, принятых оперативными работниками и следователями по указанным материалам.
2. АСВ и Банк России работают во взаимодействии и должны информировать друг друга по вопросам деятельности ССВ. Поскольку Банк России является основным органом банковского регулирования и банковского надзора, то он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации. Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции. В целях информационного обеспечения и функционирования ССВ Банк России направляет в АСВ необходимую информацию, поскольку АСВ не имеет право запрашивать у банков данные о их финансовом положении (это право закреплено только за ЦБ РФ, АСВ не может вступать во взаимодействие с банком в рамках комментируемого Закона до наступления страхового случая). При этом, согласно ч. 4 комментируемой статьи Банк России информирует АСВ в определенный срок - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения:
1) о выдаче банку разрешения Банка России;
2) о принятии решения о проведении проверки банка по предложению АСВ;
3) о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией;
4) об отзыве (аннулировании) лицензии Банка России;
5) о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка;
6) о замене лицензии Банка России;
7) о введении запрета на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц, предусмотренного ст. 48 комментируемого Закона.
Кроме того, Банк России в срок не позднее семи рабочих дней с даты принятия им соответствующего решения либо с даты получения информации из территориального учреждения Банка России или уполномоченного органа информирует АСВ:
1) о признании утратившей силу лицензии на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
2) о применении к банку мер в виде запрета (ограничения) на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц;
3) о реорганизации банка.
АСВ в свою очередь обязано информировать Банк России в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения:
1) о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;
2) об изменении ставки страховых взносов.
Следует отметить, что АСВ имеет право обращаться в Банк России с предложениями:
1) о проведении проверки банка Банком России;
2) о применении Банком России к банку предусмотренных мер ответственности, обосновывая необходимость применения данных мер.
При обращении АСВ в Банк России с предложением о проведении проверки банка Банком России может быть принято решение о проведении плановой проверки или о проведении внеплановой проверки, либо об отказе в проведении проверки банка. Предложение АСВ о проведении проверки банка, представляемое в Банк России, должно содержать:
- полное официальное наименование банка, его основной государственный регистрационный номер по данным Единого государственного реестра юридических лиц и регистрационный номер банка, присвоенный Банком России и содержащийся в Книге государственной регистрации кредитных организаций;
- обоснование необходимости проведения проверки;
- перечень вопросов, подлежащих проверке;
- проверяемый период;
- месяц начала проверки (для плановой проверки) или дату начала проверки (для внеплановой проверки);
- предложение об участии в проверке банка служащих АСВ.
Предложения АСВ о проведении плановых проверок банков в следующем календарном году направляются в Банк России (Главная инспекция кредитных организаций) не позднее 1 октября текущего года. Банк России не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения Сводного годового плана комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) направляет АСВ перечень банков из числа предложенных, проверку которых планируется провести в следующем календарном году, с указанием месяца начала каждой из проверок.
Банк России одновременно информирует АСВ об отказе от проведения проверок банков из числа предложенных с указанием причин отказа.
3. Необходимо отметить, что АСВ при выполнении своих функций сотрудничает также с Ассоциацией российских банков и Ассоциацией региональных банков России, о чем были подписаны соответствующие Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области страхования вкладов.
Данное взаимодействие и сотрудничество между сторонами осуществляется путем проведения совместных встреч и консультаций представителей сторон, организации семинаров и научно-практических конференций, взаимного участия в подготовке аналитических материалов, разработки совместных предложений по совершенствованию системы страхования вкладов, регулярного обмена текущей информацией и в других формах. При необходимости создаются совместные рабочие группы для обсуждения и разработки проводимых мероприятий или выполнения отдельных задач. Кроме того, стороны производят регулярный обмен аналитической, сводной и иной информацией о состоянии банковской системы, в том числе о состоянии розничного рынка банковских услуг.
Стороны организуют и проводят совместное обсуждение проблем банковского сообщества в области страхования вкладов в средствах массовой информации, в том числе на страницах специализированных изданий. АСВ направляет в Ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия банков в ССВ, порядка расчета и уплаты взносов, а также иных документов, затрагивающих интересы банков - участников ССВ. Ассоциации в свою очередь предлагают свои замечания и предложения по проектам регулятивных документов АСВ и нормативно-правовых актов, касающихся вопросов страхования вкладов. АСВ также проводит предварительные консультации с Ассоциациями при подготовке решений об установлении размера ставки страховых взносов. Стороны оказывают методическую помощь банкам по вопросам ведения ими учета своих обязательств перед вкладчиками и порядка формирования реестра обязательств банка перед вкладчиками.
Ассоциации собирают предложения входящих в них банков, а также иных организаций и направляют в АСВ обобщенные материалы по вопросам функционирования системы страхования вкладов. Ассоциации направляют АСВ проекты своих внутренних документов по вопросам страхования вкладов. При этом в случае получения от другой стороны конфиденциальной информации, получившая ее сторона не вправе передавать ее третьим лицам, за исключением случаев установленных законом. Уведомление о том, что направляемая информация является конфиденциальной, должно быть указано непосредственно в тексте передаваемого документа, вне зависимости от того, в какой форме он представляется.

 

Статья 28. Постановка банка на учет и снятие с учета в системе страхования вкладов. Реестр банков

 

Под реестром понимается перечень банков, состоящих на учете в ССВ. Решения о включении банка в реестр и об исключении банка из реестра принимаются Правлением АСВ на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. АСВ вносит банк в реестр в день получения данного уведомления, при этом датой внесения банка в реестр считается дата выдачи ему указанной лицензии.
Сведения о банке указываются в реестре в соответствии с данными в уведомлениях Банка России, на основании которых принимается решение о внесении банка в реестр. Номер банка по реестру является порядковым номером записи о банке в реестре. Номера проставляются непрерывно по мере внесения банков в реестр, номер по реестру может быть использован только один раз. Реестр ведется в электронном виде, а сопровождение ведения реестра осуществляет Департамент организации страхования вкладов. Реестр включается в годовой отчет о деятельности АСВ и размещается в сети Интернет на официальном сайте АСВ.
АСВ должно не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информировать Банк России о внесении банка в реестр или об исключении банка из реестра. Информационные сообщения по этим вопросам подготавливаются Департаментом организации страхования вкладов. В информационном сообщении АСВ указываются: наименование банка; основной государственный регистрационный номер, регистрационный номер банка по Книге государственной регистрации кредитных организаций; номер банка по реестру; орган, принявший соответствующее решение; дата его принятия, основания для исключения банка из реестра. Информация о внесении банка в реестр или об исключении банка из реестра подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете".
В информационном сообщении банку о включении банка в реестр указываются реквизиты счета АСВ в Банке России, на который необходимо перечислять средства в уплату страховых взносов. К сообщению прилагаются указания по расчету страховых взносов и порядок уплаты страховых взносов, а также иные необходимые документы по вопросам страхования вкладов.
Запросы о представлении информации, содержащейся в реестре, регистрируются при их поступлении в АСВ и передаются Департаменту организации страхования вкладов, ответы на запросы даются в течение 10 дней. Решение о выдаче выписки из реестра третьим лицам принимается заместителем генерального директора АСВ, курирующим Департамент организации страхования вкладов, или по его поручению директором этого департамента.
При прекращении деятельности банка в связи с его реорганизацией информация об исключении банка из реестра направляется правопреемникам реорганизованного банка.

 

Статья 29. Получение Агентством отчетности банков и иной информации

 

1. Банк России предоставляет АСВ в установленный срок отчетность банков и иную информацию, которая необходима для реализации функций АСВ. Необходимо отметить, что к информации, предоставляемой АСВ, относятся не все сведения о банковской деятельности конкретного банка, а лишь та информация, которая необходима АСВ для осуществления своих полномочий. В рамках комментируемого Закона страховщик - АСВ вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну. При этом, в случае разглашения АСВ или его должностными лицами информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну, АСВ обязано в соответствии с законодательством РФ возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.
Следует отметить, что банки обязаны предоставлять отчетность в соответствии с требованиями указания от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Кроме того, банки - участники ССВ обязаны подготавливать отчетность в соответствии с требованиями указания ЦБ РФ 1417-У, к данным документам относятся:
1) реестр обязательств банка перед вкладчиками в электронном виде;
2) реестр обязательств банка перед вкладчиками на бумажном носителе;
3) выписка из реестра.
Сотрудники АСВ вправе проверять отчетность банка в ходе проверок по вопросам страхования вкладов. Банк России привлекает служащих АСВ к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей. Проверки банков проводятся в соответствии с Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации". Целью проведения проверки банка является оценка соблюдения банком требований, установленных комментируемым Законом и нормативными актами Банка России.
Проведению проверки банка предшествует предпроверочная подготовка. Предпроверочная подготовка заключается в обобщении имеющейся в АСВ информации о банке, уточнении проверяемого периода, в определении объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки (далее - выборки), а также проведении необходимых организационных мероприятий. Проверяемый период определяется с учетом:
- даты постановки банка на учет в системе страхования вкладов;
- предыдущего проверяемого периода;
- результатов предыдущих проверок.
Объем выборки определяется с учетом объема вкладов, количества счетов физических лиц и наличия информации о банке, требующей проверки. Объем выборки должен обеспечить возможность оценки состояния учета, своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов. В ходе предпроверочной подготовки используются материалы учетного дела банка, которое ведется в ДОСВ, в том числе:
1) отчетность банка по форме 0409345 "Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады" (далее - отчетность по форме 0409345);
2) выписки из контрольной карточки учета страховых платежей;
3) акты предыдущих проверок банка (филиала);
4) жалобы вкладчиков, поступающие в АСВ.
Кроме того, используется информация о банке из прессы, сети Интернет, сайта банка и других источников. В ходе предпроверочной подготовки внимание обращается на выявленные ранее нарушения требований комментируемого Закона, нормативных актов Банка России и факты, свидетельствующие об их устранении. По итогам предпроверочной подготовки составляется справка, а информация, содержащаяся в справке, используется при проведении проверки и составлении акта по итогам проверки.
Необходимо также отметить, что при реализации АСВ функции по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов, АСВ имеет доступ к широкому кругу информации. Банк России вправе принять решение о проведении оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка. Оценка финансового положения банка проводится совместно с представителями Банка России и АСВ. В целях оценки финансового положения банка Банк России и АСВ вправе направить в него своих представителей, которые имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы.
При наличии признаков неустойчивого финансового положения банка, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банка, в том числе признаков, установленных на основании оценки финансового положения банка, проведенной совместно представителями Банка России и АСВ для решения вопроса о целесообразности участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства, Банк России вправе предложить АСВ принять участие в осуществлении этих мер. Обоснованием целесообразности участия АСВ в предупреждении банкротства банка могут являться доказательства того, что имеются признаки неустойчивого финансового положения банка, реальная угроза интересам его вкладчиков и кредиторов, в том числе способности банка удовлетворять обязательства перед ними по причине состояния ликвидности или собственных средств (капитала) банка, а также сведения о том, что возможны угрозы стабильности банковской системы, выражающиеся в:
1) угрозе существенного изъятия вкладов и депозитов из других кредитных организаций;
2) угрозе функционированию финансового рынка или его отдельных сегментов либо угрозе отраслям экономики или предприятиям и организациям, формирующим занятость или доходную часть бюджета регионов;
3) необходимости произвести существенные для текущего состояния фонда обязательного страхования вкладов выплаты;
4) прекращении исполнения обязательств бюджетов перед населением или широким кругом предприятий и организаций.
При обосновании целесообразности в первую очередь рассматриваются банки, имеющие существенное значение для Российской Федерации или экономического и социального развития региона, ориентированные на преимущественное финансирование реального сектора экономики или имеющие значительный объем вкладов физических лиц по сравнению с объемом вкладов физических лиц в других банках региона и их филиалах.
2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи АСВ вправе направлять в банки - участники ССВ письменные запросы и получать разъяснения об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей и др. Данные разъяснения направляются банками в АСВ в течение 15 дней со дня получения соответствующего запроса, если АСВ не определен иной срок. Так, например, АСВ вправе на основании мотивированного запроса в письменной форме получать от банков разъяснения, касающиеся информации об уплате страховых взносов. АСВ осуществляет контроль уплаты сумм страховых взносов в ходе анализа получаемой от Банка России отчетности банков и при проверках банков, проводимых Банком России с участием служащих АСВ. На основании указанной отчетности АСВ по каждому банку осуществляет сверку суммы уплаченного страхового взноса с суммой страхового взноса, подлежащего уплате в соответствующем расчетном периоде, определенной согласно порядку расчета страховых взносов, выявляет факты неуплаты, несвоевременной, неполной или излишней уплаты страховых взносов.
Если в ходе контроля уплаты страховых взносов выявлены факты неуплаты, несвоевременной или неполной их уплаты, АСВ вправе составить соответствующий акт и не позднее 5 дней со дня его подписания уполномоченным должностным лицом направить в банк требование о погашении задолженности и уплате пени. О выявленных фактах недоплаты страховых взносов или пени АСВ вправе направить в Банк России сообщение с предложением о проведении проверки такого банка и применении к нему мер ответственности. АСВ также вправе обратиться в Банк России с предложением об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций в случаях:
1) если в течение одного года к банку неоднократно применялись меры за нарушения обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов;
2) если банк более одного месяца не исполняет обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов.

 

Статья 30. Порядок взаимодействия Агентства и банка, в отношении которого наступил страховой случай

 

При наступлении страхового случая банк обязан в течение семи дней представить в АСВ реестр обязательств перед вкладчиками. После передачи реестра обязательств банк может вносить в него изменения в следующих случаях:
1) если имеются несоответствия сведений в реестре фактическим обязательствам банка и вкладчика;
2) при прекращении обязательств банка перед вкладчиками;
3) при изменении сведений о вкладчике.
Данные изменения вносятся банком в реестр и вновь направляются в АСВ. При этом АСВ вправе запрашивать дополнительную, необходимую информацию, если предоставленных ранее сведений недостаточно для проведения выплат. В этом случае банк обязан предоставить АСВ запрашиваемые данные.
Реестр передается в АСВ в электронном виде и должен быть защищен средствами криптозащиты информации. Факт получения реестра в электронном виде в тот же день подтверждается соответствующим актом, который составляется и подписывается уполномоченным лицом АСВ. Если банк не имеет технической возможности для передачи реестра в электронном виде, он направляется в АСВ на бумажном носителе с указанием причины, по которой банк не представил реестр в электронном виде. Реестр на бумажном носителе должен быть подписан уполномоченными лицами и заверен печатью банка. К реестру прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших реестр. Реестр на бумажном носителе направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения реестра. Такой реестр подлежит регистрации в АСВ.
В случае непредставления реестра в установленный срок, АСВ составляет об этом акт и направляет в банк письменное извещение с требованием о его представлении.
Представленный реестр подлежит входному контролю в день его поступления в целях проверки соответствия требованиям закона и нормативным требованиям. По результатам входного контроля принимается решение о полном или неполном соответствии реестра нормативным требованиям, либо о несоответствии реестра нормативным требованиям. Под полным соответствием реестра нормативным требованиям понимается соответствие этим требованиям каждой строки и графы. Если в отношении одних вкладчиков, указанных в реестре, имеется полное соответствие нормативным требованиям, а в отношении других вкладчиков такое соответствие отсутствует, то реестр признается не полностью соответствующим нормативным требованиям. Если в отношении всех вкладчиков, указанных в реестре, выявлено полное несоответствие нормативным требованиям, то такой реестр признается не соответствующим требованиям. Решение, принятое по результатам входного контроля, и основания его принятия указываются в акте.
При представлении реестра на бумажном носителе создается его электронная копия, после чего осуществляется входной контроль электронной копии. По результатам входного контроля составляется акт, в котором указываются также сведения о создании электронной копии реестра и идентичности ее данных и данных, содержащихся в представленном банком реестре. Реестр, полностью соответствующий нормативным требованиям, используется для выплат возмещения.
После начала выплаты возмещения АСВ еженедельно представляет в банк информацию о вкладчиках, получивших возмещение, вкладах, по которым произведены выплаты, дате выплаты, а также о выплаченных суммах. АСВ обязано направлять в банк копии справок о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение. Копии этих справок представляются в банк раз в неделю.

 

Статья 31. Служебная, коммерческая и банковская тайна

 

В соответствии с комментируемой статьей АСВ вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай. Коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну, а за ее разглашение они несут установленную законом ответственность.
Кредитная организация, Банк России, АСВ гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц АСВ, при наступлении страховых случаев, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - консульским учреждениям иностранных государств.
Меры по охране конфиденциальности информации должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну или лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения).
Нарушение режима конфиденциальности информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности.

 

Статья 32. Участие служащих Агентства в проверках банков

 

Основанием для привлечения служащих АСВ к участию в проверке банка являются:
- проведение Банком России проверки банка по предложению АСВ;
- выявление нарушений требований комментируемого Закона и нормативных актов Банка России при проверке банка, проводимой Банком России без участия служащих АСВ.
Служащие АСВ участвуют в проведении проверок банков в качестве членов рабочей группы и имеют право на беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения банка при предъявлении поручения на проведение проверки банка (дополнения к поручению на проведение проверки банка) и удостоверения, выданного АСВ. При проведении проверки банка служащий АСВ вправе:
- пользоваться необходимыми для проведения проверки организационно-техническими средствами, принадлежащими АСВ, в том числе компьютерами, дискетами и иными электронными носителями информации, калькуляторами, копировальными аппаратами, сканерами, телефонами (в том числе сотовой связи);
- получать доступ к автоматизированным банковским и информационным системам банка в режиме просмотра и выборки необходимой для достижения цели проверки информации.
В случае противодействия проведению проверки, если оно было оказано служащему АСВ, руководителем рабочей группы и служащим АСВ составляется и подписывается акт о противодействии. Акт о противодействии проведению проверки банка составляется в двух экземплярах, первый экземпляр акта направляется должностному лицу Банка России, второй экземпляр вручается руководителю банка. Копия акта направляется в АСВ.
Проверки банков представителями Банка России с участием служащих АСВ могут проводиться по следующим вопросам:
1) объем и структура обязательств банка перед вкладчиками;
2) своевременность и полнота уплаты банком страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов;
3) ведение учета обязательств банка перед вкладчиками;
4) предоставление банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
5) размещение банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
6) способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок.
Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками. Задачей данной проверки является определение правомерности отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
- отчетность по форме 0409345;
- ежедневный сводный баланс;
- ежедневная оборотная ведомость;
- ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
- лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);
- книга регистрации открытых счетов;
- журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;
- договоры банковского вклада и банковского счета;
- приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов;
- документы, определяющие порядок учета средств вкладчиков на лицевых счетах;
- иные необходимые для проведения проверки документы.
Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками проводится в следующем порядке:
1) на основе данных ежедневного сводного баланса банка и ежедневной оборотной ведомости устанавливается общий объем вкладов физических лиц, учитываемых на балансовых счетах 40803, 40806, 40809, 40812, 40813, 40814, 40815, 40817, 40820, 423, 426, 47603, 47605, 522, 52404 (как правило, отдельно по каждому филиалу);
2) устанавливается принцип разделения банком балансовых счетов на счета, на которых учитываются вклады, подлежащие страхованию и не подлежащие страхованию;
3) проверяется правомерность отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию (основанием для отнесения вкладов к не подлежащим страхованию являются договоры).
Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов. Данный вид проверки заключается в установлении правильности определения банками расчетной базы для исчисления страховых взносов и своевременности их перечисления. В ходе проверки используются итоги контроля поступления страховых платежей и отчета по форме 0409345. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
- отчетность по форме 0409345;
- ежедневный сводный баланс;
- ежедневная оборотная ведомость;
- ведомости начисления процентов (при их наличии);
- ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
- лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);
- книга регистрации открытых счетов;
- журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;
- договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;
- приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов;
- другие документы аналитического учета и первичные документы и материалы.
В случае, если имели место факты несвоевременного поступления от банка в АСВ сумм страховых взносов, то проверяется своевременность их перечисления банком. Дата перечисления банком страховых взносов (дата проведения платежного документа по корреспондентскому счету банка, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России) устанавливается на основании выписки из корреспондентского счета и реестра платежных документов, заверенного расчетно-кассовым центром Банка России.
Проверка ведения учета обязательств перед вкладчиками. Задачей данной проверки является оценка обеспечения банком учета обязательств перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, позволяющего сформировать реестр на любой день. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
- регистры учета, которые ведутся в соответствии с Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" и в которых содержится информация, необходимая для формирования реестра и выписок из реестра;
- лицевые счета по учету вкладов и требований банка;
- ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
- реестр;
- выписки из реестра;
- другие необходимые материалы учета.
Проверка представления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам. Целью проверки является оценка полноты и качества информации и способов ее предоставления. Банки вправе самостоятельно выбирать формы и способы информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов с учетом требований законодательства:
- наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о системе страхования вкладов, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
- информированность (уровень квалификации, степень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих обслуживание физических лиц, по вопросам страхования вкладов (проведение интервью с работниками банка);
- способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры вклада и счета, размещение информации в прессе, размещение информации в помещениях банка и т.д.);
- использование банком в информационных материалах знаков "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов" и "АСВ".
Проверка способности банка подготовить реестр. Задачей данной проверки является оценка готовности банка сформировать реестр на указанную дату по установленной форме и оценка соответствия данных, приведенных в реестре, данным первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
- реестр;
- ежедневный сводный баланс на дату реестра и предыдущий рабочий день;
- ежедневная оборотная ведомость на дату реестра;
- ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
- лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);
- договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;
- кредитные договоры, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают требования банка к вкладчику по денежным обязательствам;
- другие документы аналитического учета, первичные документы и материалы.
Результаты проверок банка (филиала) оформляются актом.
Необходимо отметить один важный момент - служащие АСВ, привлекаемые к проверке банка, должны сообщить о себе следующие сведения (при их наличии):
1) состоит ли он в родственных отношениях с акционерами (участниками) банка, с членами совета директоров (наблюдательного совета) банка, а также с единоличным исполнительным органом банка либо его заместителем, членами коллегиального исполнительного органа банка (руководитель банка), с главным бухгалтером банка либо его заместителем, если перечисленные лица могут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, с руководителем службы внутреннего контроля банка;
2) владеет ли он долями (акциями) проверяемого банка; занимает ли он должности в проверяемом банке или является ли он членом совета директоров (наблюдательного совета) проверяемого банка;
3) имеются ли у него либо у лиц, по отношению к которым он является аффилированным лицом, договорные отношения с проверяемым банком;
4) размещены ли лицами, состоящими с ним в родственных отношениях, денежные средства в проверяемом банке и получались ли ими в проверяемом банке денежные средства и иное имущество.

 

Оглавление: Комментарий к Федеральному закону от 23.12.2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"