Порядок исчисления социального пособия по уходу за вторым ребенком, рожденным вслед за первым

 

Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 9518/13

Начиная с 1 января 2011 г. пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитывается исходя из заработка за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Примечание. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Кроме того, данной статьей (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) были установлены переходный период (на 2011 и 2012 гг.) и соответствующие ему правила, согласно которым при наступлении страхового случая до конца 2012 г. пособие можно было рассчитать по ранее действовавшим правилам, то есть исходя из последних 12 месяцев работы у данного страхователя.

Примечание. Под страховым случаем понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ).

Как отмечено в Постановлении ФАС СКО от 11.03.2014 N А32-11514/2013, в течение переходного периода (в 2011 и 2012 гг.) застрахованное лицо не лишено права выбора наиболее выгодного для него порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2011 (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние два календарных года).
Добавим, аналогичная норма была установлена п. 11 Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2009 N 839).

Примечание. Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.

Иные правила действовали в отношении застрахованных лиц, не имевших периода работы непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью и материнством. Согласно п. 11.1 Положения (в редакции, действовавшей с 01.01.2010) средний заработок такого лица для исчисления размера социального пособия подлежал определению исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада на день наступления страхового случая. Если таковые не установлены, расчет среднего заработка осуществлялся исходя из МРОТ.
Между тем реализация указанных правил на практике привела к спорам с ревизорами ФСС относительно того, как следует исчислять размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, рожденным вслед за первым, - исходя из МРОТ (в соответствии с п. 11.1 Положения) или среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих месяцу рождения первого ребенка (в соответствии с п. 11 Положения).

Суть претензий ревизоров состоит в следующем: исчисление среднего заработка при назначении пособия по уходу за вторым ребенком работницам, которые, находясь в отпуске по уходу за первым ребенком, оформили отпуск по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка исходя из правила, установленного п. 11 Положения, неправомерно.

Суды, в свою очередь, рассматривая подобные споры, приходили к разным выводам. Например, ФАС СЗО, соглашаясь с ревизорами, в Постановлении от 26.09.2013 N А56-1172/2013 пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации пособие должно быть исчислено в соответствии с п. 11.1 Положения. Свое решение арбитры обосновали так: до ухода в отпуск по беременности и родам второго ребенка в расчетном периоде не было фактически отработанных дней, поэтому пособие по уходу за вторым ребенком должно быть исчислено из должностного оклада, установленного на дату наступления отпуска по беременности и родам второго ребенка.

ФАС ЗСО, напротив, считает, что исчисление страхователем пособия по уходу за вторым ребенком исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, соответствует Закону N 255-ФЗ, поскольку при исчислении пособия принимается во внимание более выгодный для застрахованного лица способ (см. Постановления от 10.09.2013 N А46-33168/2012, от 21.08.2013 N А46-33169/2012).

ФАС УО в Постановлении от 27.06.2013 N Ф09-5223/13 также подчеркнул, что предложенный отделением ФСС вариант расчета пособия (исчисленного в соответствии с п. 11.1 Положения) в рассматриваемой ситуации недопустим.

Заметим, для решения обозначенной проблемы важно было определить, что именно следует считать первым (или предыдущим) страховым случаем: отпуск по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка или же рождение первого ребенка. Поскольку однозначного ответа на этот вопрос положения ст. ст. 1.2 и 1.3 Закона N 255-ФЗ не содержат. При этом именно различия в толковании названных норм (страховщиком, страхователями и арбитрами) лежат в основе упомянутых судебных решений.

Между тем исчерпывающий ответ касательно данного момента дан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 9518/13.

Как следует из материалов дела, ревизоры территориального отделения ФСС сочли, что предыдущим страховым случаем является первое из упомянутых событий - отпуск по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка, поэтому по результатам камеральной проверки пособие работнице исчислили исходя из тарифной ставки (должностного оклада) на день наступления страхового случая (а именно отпуска по уходу за вторым ребенком).

Суды всех трех нижестоящих инстанций также не приняли мнение страхователя, указав, что сотрудница в данном случае не имела заработка в течение последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за вторым ребенком. Следовательно, пособие ей должно быть начислено с учетом требований п. 11.1 Положения.

Президиум ВАС, в свою очередь, отменив решения судов и ФСС, указал, что предыдущим страховым случаем в данной ситуации признается рождение первого ребенка. И если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то исчисление пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет должно осуществляться на основании п. 11 Положения. То есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

При этом высшие арбитры не преминули добавить, что принятое ими решение в равной степени обусловлено как законодательными нормами (точнее - их толкованием), так и волей законодателя, направленной на создание на территории РФ благоприятных условий для материнства.

Подведем итоги. Решение, принятое в Постановлении Президиума ВАС РФ N 9518/13, по всей видимости, поставит точку в спорах относительно порядка исчисления социального пособия по уходу за вторым ребенком, рожденным вслед за первым. И Определение ВАС РФ от 19.03.2014 N ВАС-15433/13 является тому наглядным подтверждением. В противном случае (в случае, когда ФСС откажет в возмещении пособия, выплаченного застрахованному лицу, ссылаясь на неправомерное применение для расчета п. 11 Положения) страхователь с большой долей вероятности сможет отстоять свои интересы в судебном порядке.

Май 2014 г.



Автострахование

Личное страхование

Страхование имущества

Страхование ответственности