ОСАГО: Правовое положение профессионального объединения страховщиков

 

В целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов перед органами публичной власти и третьими лицами субъекты страхового дела могут объединяться в союзы, ассоциации и иные объединения (ст. 14 Закона о страховании).

Основные задачи, которые стоят перед подобными объединениями, - координация работы страховых компаний, организационная и методологическая помощь страховщикам, представительство в отношениях с государственными органами власти.
Законодательство устанавливает ограничение по деятельности подобных объединений: они не имеют права заниматься непосредственно страховой деятельностью, т.е. не имеют права заключать договоры страхования, производить оценку причиненного застрахованному объекту ущерба, осуществлять страховые выплаты и др.

Орган страхового надзора помимо ведения единого реестра субъектов страхового дела осуществляет ведение реестра объединений субъектов страхового дела, включение в который носит не правовозникающий, а технически-учетный характер.
Одной из специфических разновидностей объединений страховщиков является предусмотренное ст. 24 Закона об ОСАГО профессиональное объединение страховщиков. Данная организация является некоммерческой организацией, действующей в форме ассоциации (союза), и представляет собой создаваемое с согласия федерального органа по надзору за страховой деятельностью единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательства членства страховщиков и действующее в целях обеспечения формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. С 1 января 2012 г. у профессионального объединения появилась и еще одна значимая цель - обеспечение проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств, что и добавлено в новой редакции п. 1 ст. 24 Закона об ОСАГО (Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Как видно из данного определения, характерными признаками профессионального объединения страховщиков являются следующие.

1. Это некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Порядок создания некоммерческих организаций установлен названным Законом (ст. 13 - 23), а также Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом той особенности, что для ее создания необходимо согласие Федеральной службы страхового надзора.

Организационно-правовой формой профессионального объединения страховщиков выступает ассоциация (союз) - объединение, создаваемое в целях координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В настоящий момент функции профессионального объединения страховщиков выполняет Российский союз автостраховщиков, созданный 8 августа 2002 г. Указанное объединение зарегистрировано в налоговом органе в Едином государственном реестре юридических лиц 14 октября 2002 г. и в последующем включено Федеральной службой страхового надзора в реестр объединений страховщиков 5 марта 2003 г. за N 068.

2. Особенности правового положения профессионального объединения страховщиков проявляются в его функциях и полномочиях. По сути, функции и полномочия определяют предметы деятельности профессионального объединения страховщиков, т.е. определяют правоспособность данной организации.

Правоспособность профессионального объединения страховщиков, как и любой другой некоммерческой организации, является специальной, подчиненной основной цели своей деятельности - обеспечению взаимодействия страховщиков, занимающихся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выработке общих правил деятельности. Это положение вытекает из ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этим обязанности.

Основными целями деятельности Российского союза автостраховщиков (РСА) являются: обеспечение взаимодействия страховщиков, формирование правил профессиональной деятельности при осуществлении ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем, представление и защита их интересов, связанных с осуществлением обязательного страхования, а также в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, а также обеспечение проведения технического осмотра транспортных средств.

Закон допускает возможность занятия профессиональным объединением страховщиков коммерческой (предпринимательской) деятельностью, что является проявлением общегражданского правового подхода о том, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). (Термин "коммерческая деятельность" не совсем удачен, ГК РФ использует в данном случае термин "предпринимательская деятельность".)

Как следует из устава РСА (в ред. от 20.03.2012), предмет деятельности Российского союза автостраховщиков составляют следующие виды деятельности:

а) обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;

б) разработка и установление обязательных для профессионального объединения и его членов правил профессиональной деятельности и контроль за их соблюдением;

в) представление и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов членов организации, связанных с осуществлением ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;

г) осуществление особого рода страховых выплат - компенсационных выплат потерпевшим, а также реализация установленных прав требований в связи с этими выплатами;

д) формирование и использование информационных ресурсов, связанных с обязательным страхованием;

е) осуществление защиты в суде интересов своих членов, связанных с осуществлением ими обязательного страхования и страхования в рамках международных систем;

ж) информационное и организационно-техническое обеспечение обязательного страхования, в том числе функций, связанных с деятельностью членов в рамках международных систем обязательного страхования;

з) оказание своим членам консультационных, информационных и иных услуг в области обязательного страхования, в том числе функций, связанных с деятельностью членов в рамках международных систем страхования;

и) координация усилий своих членов по борьбе с мошенничеством и иными противоправными действиями в области обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования, а также противодействие недобросовестной конкуренции;

к) финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, уменьшение аварийности транспортных средств и минимизация ущерба при ДТП;

л) осуществление и финансирование мероприятий по аккредитации участников инфраструктуры рынка обязательного страхования и страхования в рамках международных систем;

м) осуществление взаимодействия с участниками международных систем страхования, а также ведение иной деятельности в соответствии с требованиями этих систем;

н) осуществление международного сотрудничества в интересах своих членов;

о) осуществление информационно-аналитической деятельности, в том числе подготовка обзоров средств массовой информации, а также сбора, обобщения и анализа информации и статистики по вопросам в области обязательного страхования;

п) организация и проведение семинаров, конференций в области обязательного страхования, освещение своей деятельности в СМИ, выпуск информационного бюллетеня и иных периодических изданий в области обязательного страхования.

Причем исходя из Устава РСА осуществление видов деятельности, указанных здесь в пунктах "в", "з", "н - п", на основании специального соглашения может быть возложено на Всероссийский союз страховщиков. Указанная организация была создана в 1994 г. и в настоящий момент объединяет 140 страховых компаний России и 13 объединений страховщиков, в том числе РСА.

В рамках направления деятельности РСА особо необходимо выделить такие направления деятельности, самостоятельно не выделенные в Уставе РСА, но прямо указанные в ст. 25 Закона об ОСАГО, как важнейшие функции профессионального объединения страховщиков, как:

р) организация обеспечения своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, и осуществление контроля за использованием указанных бланков;

с) компенсация недостающей части активов при передаче страхового портфеля за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

т) осуществление аккредитации операторов технического осмотра, ведение реестра аккредитованных операторов технического осмотра в соответствии с законодательством о техническом осмотре. Данная функция появилась в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о техническом осмотре), который вступил в силу с 1 января 2012 г.

С 1 января 2012 г. до 30 июля 2012 г. у РСА существовала еще одна функция - организация обеспечения операторов технического осмотра бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, осуществление контроля за использованием указанных бланков в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Однако в связи с вступлением в силу Закона об изменении технического осмотра от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона в большинстве своих положений он вступил в силу с момента его официального опубликования) данная функция у профессионального объединения страховщиков исключена.

В соответствии со ст. 10 Закона о техническом осмотре профессиональное объединение страховщиков в сфере технического осмотра наделяется 11 специальными полномочиями:

  • рассмотрение заявлений о предоставлении аттестатов аккредитации, принятие решений о выдаче данных аттестатов аккредитации или об отказе в предоставлении аттестатов аккредитации;
  • принятие решения о расширении или сокращении области аккредитации;
  • переоформление аттестатов аккредитации;
  • приостановление действия аттестатов аккредитации и возобновление их действия;
  • аннулирование аттестатов аккредитации;
  • проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации;
  • контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра;
  • ведение реестра операторов технического осмотра;
  • ведение учета бланков талонов технического осмотра и бланков международных сертификатов технического осмотра;
  • формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра.

Среди важнейших подзаконных актов, принятых в развитие Закона о техническом осмотре, необходимо отметить:

  • Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008;
  • Правила проведения аккредитации операторов технического осмотра, утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.11.2011 N 697 (зарег. в Минюсте РФ 21.12.2011 N 22736);
  • Порядок ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 587 (зарег. в Минюсте РФ 14.11.2011 N 22301);
  • Порядок обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 155н (зарег. в Минюсте РФ 21.12.2011 N 22739).

Указанные нормативные правовые акты вступили в силу с 1 января 2012 г.

Технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства любым аккредитованным оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства (п. 1 ст. 17 Закона о техническом осмотре).

Оператором технического осмотра может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра, причем, в связи с вступлением в силу Закона об изменении технического осмотра от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона в большинстве своих положений он вступил в силу с момента его официального опубликования), оператором технического осмотра может быть и дилер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств (подп. 17 ст. 1 Закона о техническом осмотре (в ред. от 28.07.2012)).

Периодичность проведения технического осмотра, как и прежде, дифференцируется в зависимости от типа транспортного средства и количества лет нахождения транспортного средства в обращении (ст. 15 Закона о техническом осмотре). Для большинства новых транспортных средств в первые три года выпуска в обращение технический осмотр не требуется (например, для легковых автомобилей, не используемых в качестве такси).

В связи с принятием Закона об изменении правил перевозок от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии со ст. 10 данного Федерального закона в большинстве своих положений он вступил в силу с момента его официального опубликования) в ст. 15 Закона о техническом осмотре появилось уточнение, что год выпуска в обращение транспортного средства определяется на основании данных, содержащихся в ПТС или свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Процедура технического осмотра включает в себя два этапа.

Первый, техническое диагностирование, - это часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Данная деятельность осуществляется на платной основе. Причем предельные размеры платы за проведение технического осмотра устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортных средств, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций. Установление тарифов осуществляется на основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 18 октября 2011 г. N 642-а "Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра" (зарег. в Минюсте РФ 09.11.2011 N 22255). Например, в Самарской области размер платы за технический осмотр дифференцируется в размере от 130 до 900 руб. (Постановление Правительства Самарской области от 19 декабря 2011 г. N 812 "Об установлении предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и за выдачу дубликата талона технического осмотра и (или) диагностической карты на территории Самарской области").

Второй этап - это выдача диагностической карты по результатам технического диагностирования. Данный документ содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок действия карты, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень выявленных неисправностей, не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта составляется в двух формах - письменной и электронной. Один бумажный экземпляр карты остается у владельца транспортного средства, другой - у технического эксперта, а электронный вариант хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, причем срок хранения этого документа там составляет 5 лет.

Форма диагностической карты утверждена приложением к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008. Порядок ее заполнения регламентируется Правилами заполнения диагностической карты, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2011 N 320 (зарег. в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22866).

За выдачу диагностической карты взимается государственная пошлина в размере 300 руб. (подп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (в ред. от 28.07.2012)). Данная пошлина будет взиматься до 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 33 Закона о техническом осмотре (в ред. ФЗ от 28.07.2012 N 130-ФЗ)).

До момента вступления в силу Закона об изменении технического осмотра от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ процедура технического осмотра оканчивалась выдачей талона технического осмотра, выдаваемого на основании диагностической карты. Однако с 30 июля 2012 г. процедура выдачи талонов технического осмотра исключена. В то же время до 1 августа 2015 г. ранее выданные и не окончившие срок своего действия талоны технического осмотра являются действительными. Соответственно, при заключении договора ОСАГО до 1 августа 2015 года возможно предъявление как диагностической карты, так и талонов технического осмотра или талонов о прохождении государственного технического осмотра, выданных до момента вступления в силу Закона об изменении технического осмотра от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

РСА вправе осуществлять иную деятельность, отвечающую ее целям. В частности, РСА осуществляет рассмотрение жалоб страхователей, потерпевших в связи с осуществлением обязательного страхования, на действия членов РСА. В этих целях Российским союзом автостраховщиков принят локальный акт - Правила защиты прав страхователей и потерпевших, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и рассмотрения жалоб страхователей и потерпевших на действия членов Российского союза автостраховщиков, утв. в новой редакции решением Президиума РСА от 28.09.2009, пр. N 3.

3. Профессиональное объединение страховщиков в обязательном порядке охватывает всех автостраховщиков, занимающихся подобным страхованием на территории России. Условие о членстве в составе данного объединения будет являться обязательным условием для получения лицензии на данный вид страхования и осуществления подобной деятельности.

Членом Российского союза автостраховщиков могут быть организации, принявшие на себя обязательства, вытекающие из правил профессиональной деятельности, соответствующие предъявляемым этим правилам требованиям к членам профессионального объединения страховщиков и отвечающие всем требованиям, предъявляемые к страховщикам, обратившимся за получением лицензии на осуществление обязательного страхования.

Профессиональное объединение страховщиков создается с условием об открытости членства в своей организации для новых членов. Данное положение направлено на недопущение ограничения конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Устав РСА содержит положение об автоматическом согласии членов профессионального объединения на вступление в него страховых организаций, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к членам профессионального объединения, и в первую очередь к требованиям нормативных актов о правовом статусе страховой компании, занимающейся данным видом страхования. Дополнительного подтверждения согласия не требуется.

Членство в РСА может осуществляться в форме действительного члена и члена-наблюдателя.

Действительными членами РСА являются страховщики, признающие положения устава РСА, соответствующие предъявляемым к членам требованиям и имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По состоянию на середину 2012 г. действительными членами РСА являются 107 страховых организаций.

Примечание. Правда, нужно отметить, что согласно данным сайта РСА у одной страховой организации действие лицензии на осуществление страховой деятельности приостановлено, а у еще одной - ограничено.

Членами-наблюдателями РСА могут быть не имеющие лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщики, признающие положения Устава РСА и соответствующие предъявляемым к членам Союза требованиям. По состоянию на середину 2012 г. членами-наблюдателями РСА являются 7 страховых организаций.

Установлен запрет на выход из РСА в течение финансового года. Это право можно реализовать лишь по окончании финансового года. В этом случае вышедший член несет субсидиарную ответственность пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода по обязательствам профессионального объединения, за исключением обязательств по компенсационным выплатам.

Член может быть исключен из РСА решением общего собрания участников в следующих случаях:

  • если он не соответствует требованиям, предъявляемым к члену уставом и правилами профессиональной деятельности;
  • если он своими действиями (бездействием) наносит существенный вред интересам РСА и/или интересам его членов, связанным с осуществлением ими обязательного страхования;
  • он систематически, то есть два и более раза подряд, не уплачивает в установленные сроки взносы и иные обязательные платежи (как частично, так и полностью);
  • если он не выполняет решения органов управления РСА, принятые в пределах их полномочий, определенных уставом.

Порядок вступления в РСА предусмотрен локальным актом - Правилами вступления в Российский союз автостраховщиков новых членов и выхода или исключения членов из него, утв. Постановлением Президиума Российского союза автостраховщиков от 19 марта 2003 г. N 6 (с изм. от 01.09.2011).

4. Российский союз автостраховщиков имеет сложную структуру управления, во многом похожую на структуру управления хозяйственным обществом. Его органами управления являются:

  • общее собрание членов, традиционно являющееся высшим органом управления любой организации, к компетенции которого отнесены основные вопросы жизнедеятельности организации: изменение устава, исключение членов, утверждение отчетов, формирование органов управления, реорганизация союза. Выделяют ежегодные и внеочередные собрания:
  • президиум - коллегиальный орган управления союзом, формируемый сроком на один год действительными членами на общем собрании в количестве от 13 до 25 человек из представителей действительных членов Российского союза автостраховщиков, а также по одному представителю от Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, президента Российского союза автостраховщиков и не более двух иных избираемых общим собранием лиц. Этот орган управления координирует, направляет и осуществляет общее руководство всей деятельностью союза в период между проведением общих собраний членов, которому подотчетен;
  • президент - единоличный исполнительный орган, избираемый общим собранием по представлению президиума сроком на три года. Его полномочия могут быть досрочно прекращены по решению общего собрания. Соответственно, президент союза подотчетен общему собранию и президиуму;
  • правление - коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью союза. Данный орган рассматривает вопросы реализации решений общего собрания и президиума. Правление состоит из восьми членов, председателем которого по должности является президент. Члены правления избираются общим собранием сроком на два года;
  • ревизионная комиссия (ревизор) - орган по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью. Формируется общим собранием;
  • постоянно действующие комитеты, комиссии, а также временные рабочие и экспертные группы по отдельным вопросам деятельности Российского союза автостраховщиков; образуются для выработки принимаемых решений из представителей членов Российского союза автостраховщиков и иных лиц.

В соответствии со ст. 28 Закона об ОСАГО имущество профессионального объединения принадлежит ему на праве собственности и имеет строго целевое назначение. Имущество данной организации образуется за счет:

а) имущества, передаваемого Российскому союзу автостраховщиков его учредителями в соответствии с учредительным договором РСА;

б) вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в Российский союз автостраховщиков его членами;

в) средств, полученных от реализации прав требований в связи с осуществлением компенсационных выплат. Данные средства направляются исключительно на последующее финансирование компенсационных выплат;

г) добровольных взносов;

д) средств из иных источников. В частности, Российский союз автостраховщиков вправе привлекать займы и кредиты для финансирования своей деятельности.

Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, обособляются от иного имущества профессионального объединения и по ним ведется отдельный учет. В составе накопления средств для компенсационных выплат также происходит разделение.

В частности, средства, предназначенные в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в случаях, если страховая выплата не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры банкротства либо отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой выплаты обособляются от других средств компенсационных выплат.

В связи с появлением возможности участия российских страховых компаний в рамках международных систем страхования профессиональное объединение страховщиков обязано формировать фонд текущих обязательств в целях выполнения своих финансовых обязательств перед участниками международных систем. Логично будет предположить, что указанный фонд текущих обязательств, как и средства, предназначенные для компенсационных выплат, подлежит обособлению от другого имущества профессионального объединения.

В целях приращения и сохранения временно свободных средств профессионального объединения страховщиков указанные средства инвестируются (вкладываются) в какие-либо активы. Условиями инвестирования являются диверсификация, возвратность, прибыльность и ликвидность.

Диверсификация вложений означает направление средств в различные сферы деятельности, что должно обеспечить стабильность общей совокупности вложений при возможных негативных последствиях одного из сделанных вложений.

По общему правилу страховщик не может передавать средства на безвозвратной основе. Это означает возвратность средств страховщика как одно из важнейших условий вложения.

Страховщик не имеет права передавать средства на безвозмездной основе и должен направлять вложения только в приносящие прибыль (доход) объекты.

Ликвидность предполагает вложение только в свободно оборачиваемые на рынке, надежные и ценные активы. В случае необходимости страховщик должен иметь возможность быстро вернуть вложенные средства.

Направления инвестирования временно свободных средств профессиональным объединением страховщиков определяются ежегодным планом, утверждаемым его общим собранием членов. Российский союз автостраховщиков в соответствии с решением общего собрания членов может формировать фонды и резервы, необходимые для обеспечения своей деятельности.

Финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация, а также условия договора, на которых с ней будет заключен договор об оказании аудиторских услуг, утверждаются Общим собранием членов профессионального объединения. Периодичность проведения обязательного аудита составляет один раз в год.

Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс профессионального объединения после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения подлежат обнародованию в печатных средствах массовой информации.

Одной из важнейших функций профессионального объединения страховщиков является разработка в соответствии со ст. 26 Закона об ОСАГО обязательных для профессионального объединения и его членов Правил профессиональной деятельности и контроль за их соблюдением. В отличие от Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правила профессиональной деятельности не являются нормативным актом, не предусматривают условия договора обязательного страхования, тем самым не являются составной его частью и не обязательны к выполнению страхователями, потерпевшими. В то же время данные правила обязательны к выполнению всеми страховщиками, осуществляющими обязательное страхование и входящими в состав участников профессионального объединения.

В статье 26 Закона об ОСАГО устанавливаются требования к Правилам профессиональной деятельности, которые условно можно подразделить на три группы.

1. Требования, подлежащие согласованию при установлении или изменении с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, - Министерством финансов Российской Федерации. (До момента вступления в силу Закона об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. данные требования подлежали согласованию с органом страхового надзора.)

2. Требования, подлежащие согласованию при установлении или изменении с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, - Федеральной антимонопольной службой. Данное положение появилось в ст. 26 Закона об ОСАГО в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 392-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

3. Требования, самостоятельно устанавливаемые профессиональным объединением страховщиков при условии обязательного уведомления федерального органа по надзору за страховой деятельностью, - Федеральной службой по финансовым рынкам в установленном ею порядке.

К первой группе относятся 12 требований относительно:

1.1) порядка и условий рассмотрения членами профессионального объединения требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования, порядка и условий осуществления указанных страховых выплат;

1.2) порядка и условий осуществления профессиональным объединением компенсационных выплат потерпевшим, включающих очередность удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного профессионального объединения, порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам профессионального объединения, связанным с осуществлением компенсационных выплат;

1.3) условий соглашения между членами профессионального объединения страховщиков о прямом возмещении убытков;

1.4) порядка финансирования компенсационных выплат членами профессионального объединения, мер по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения профессиональным объединением учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;

1.5) действий членов профессионального объединения страховщиков и оформления ими документов при передаче страхового портфеля, а также дополнительных условий и особенностей передачи страхового портфеля, в том числе выбора страховщика, которому передается страховой портфель, при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховщика, порядка определения размера и выплаты страховщику, которому передан страховой портфель, соответствующего вознаграждения;

1.6) создания и использования информационных систем профессионального объединения, содержащих информацию ограниченного доступа, а также защиты информации в этих системах;

1.7) порядка вступления в профессиональное объединение новых членов и выхода или исключения из него членов;

1.8) правил профессиональной деятельности, связанных с деятельностью профессионального объединения страховщиков и с деятельностью его членов в рамках международных систем страхования и соответствующих предъявляемым в рамках таких систем требованиям, в том числе порядок уплаты взносов, формирования и использования фонда текущих обязательств, установление страховых тарифов и порядка их применения при определении страховой премии, а также структуры страховых тарифов, включая долю страховой премии, предназначенную для вознаграждения за заключение договора страхования;

1.9) порядка учета, хранения, уничтожения и передачи бланков страховых полисов;

1.10) установления доли вознаграждения за заключение договора обязательного страхования от страховой премии, уплачиваемой страхователем по договору обязательного страхования, в пределах расходов страховщика на осуществление обязательного страхования;

1.11) порядка ведения и предоставления журналов учета заключенных договоров обязательного страхования, договоров сострахования, журналов учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, договоров сострахования;

1.12) порядка обеспечения членов профессионального объединения страховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, и использования указанных бланков в зависимости от финансовой устойчивости и платежеспособности членов профессионального объединения страховщиков, а также соблюдения условий членства в профессиональном объединении страховщиков.

Вторая группа включает в себя одно требование, указанное в п. 1.12 предыдущей группы, которое по своему характеру может влиять на конкуренцию на страховом рынке, поэтому совместно согласовывается не только с Минфином РФ, но и с Федеральной антимонопольной службой.

Третья группа включает в себя 8 требований и в отличие от прежних групп носит открытый характер. Дополнительные требования могут самостоятельно определяться профессиональным объединением. В эту группу включаются требования, касающиеся:

3.1) условий и порядка формирования и расходования средств профессионального объединения на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, включающие порядок распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;

3.2) квалификации работников страховых компаний;

3.3) документооборота: документации, правил ведения учета и отчетности;

3.4) защиты прав страхователей и потерпевших при обязательном страховании, в том числе условия рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения;

3.5) процедуры проведения проверок деятельности членов профессионального объединения по обязательному страхованию и соблюдения ими установленных правил, порядка ознакомления с результатами этих проверок других членов профессионального объединения, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок. Предусматривается создание контрольного органа профессионального объединения самим объединением;

3.6) ответственности (санкции и иные меры) по отношению к членам профессионального объединения, их должностных лиц и работников, порядка применения и учета таких санкций и иных мер, а также контроля за их исполнением;

3.7) разрешения споров между членами профессионального объединения, возникших при рассмотрении одним из членов профессионального объединения требований потерпевших и осуществлении страховых выплат;

3.8) иных правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию, установление которых отнесено к компетенции профессионального объединения по решению его членов.

 

Оглавление: Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств



Большой интим магазин в г. Озеры с доставкой по району.