ОСАГО

Статьи

Прогнозы развития ОСАГО в условиях кризиса отрасли

В настоящее время представители страхового сообщества полагают и надеются, что реформирование Закона об ОСАГО будет способствовать минимизации кризисных аспектов в этой отрасли страхования. Однако на основании данных исследований рейтингового агентства "Эксперт РА" (RAEX) от 24.07.2014 "Экономика ОСАГО: новый Закон и новые условия", повышение тарифа в пределах 25%, которое анонсируется поправками, достаточным не является.

Новые правила ТО

Федеральным законом от 28.07.2012 N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" упразднены талон технического осмотра и международный сертификат технического осмотра. На смену им пришел новый документ - диагностическая карта. Кроме того, автодилеры получили право проводить техосмотр транспортных средств в соответствии с имеющимся у них договором с производителем или импортером и при наличии аккредитации, предусмотренной Законом о техосмотре. Техосмотр необходимо проходить до заключения договора ОСАГО и до регистрации транспортного средства. Если срок следующего техосмотра истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока страхования, то страховая компания должна будет отказать в заключении договора.

Основные средства защиты клиентов страховщиков

Повышенные штрафные санкции за просрочку выплаты - обычная вещь в страховании. Например, в первой редакции Закона РФ "О страховании" в давно отмененной ст. 17 за просрочку выплаты был установлен штраф 1% в день от просроченной суммы. И имеются судебные решения, в которых этот штраф взыскивался со страховщика. Однако затем к этой неустойке стали применять ст. 333 ГК РФ, а в 1997 г. норма была вообще отменена. Была попытка обжаловать эту отмену в Конституционном Суде РФ, но она закончилась отказным определением. Соответственно, со страховщика за просрочку выплаты стали взыскивать проценты по ст. 395 ГК РФ. В настоящее время это сложившаяся практика, но сначала отказывали и во взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ, мотивируя это тем, что при выплате возмещения возмещаются убытки, но убытки зачетны по отношению к процентам по ст. 395 ГК РФ. В дальнейшем эта ошибка была исправлена. Пример исправления этой ошибки нижестоящих судов имеется в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29 мая 2003 г. N А55-18254/02-33. Между тем, грамотно управляя средствами страхового фонда, страховщик может получить доход выше, чем проценты по ст. 395 ГК РФ. Поэтому с момента отмены повышенной неустойки за просрочку число необоснованных отказов в выплате существенно возросло. Особенно это стало заметно с введением ОСАГО.

ОСАГО: Правовое положение потерпевшего

Потерпевший - важнейший участник страхового правоотношения. Он является выгодоприобретателем, в пользу которого заключен договор обязательного страхования, - лицом, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом. Потерпевшим может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако юридическое лицо может являться таковым только в случае причинения имущественного ущерба. Потерпевшим не может являться лицо, ответственное за причинение вреда (водитель, виновный в ДТП), даже если причинен вред его жизни или здоровью, но им будет являться и пассажир транспортного средства, пострадавший в результате ДТП, в том числе находящийся в автомобиле под управлением виновного лица, ответственность которого застрахована. В Правилах обязательного страхования имеется специальное указание на то, что вред, причиненный имуществу, принадлежащему лицу, ответственному за причиненный вред, не возмещается (п. 8.1). Это положение не позволит получить страховую выплату в том случае, если лицо, управляющее застрахованным транспортным средством, причинит ущерб данному транспортному средству, а также причинит ущерб иному транспортному средству владельца транспортного средства, являющегося страхователем или иным лицом, ответственным за причинение вреда. В этом случае будет иметь место совпадение застрахованного лица и потерпевшего.

Неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения

Завершение всех формальностей, связанных со вступлением России в ВТО, станет реальностью ближайших месяцев. Еще лет десять тому назад такая перспектива вызывала крайнюю озабоченность со стороны страхового сообщества (если говорить о преобладающих настроениях). Сильно пугала перспектива конкуренции с более мощными страховыми корпорациями, тем более что многие местные компании страховым бизнесом в классическом его виде занимались в малой степени. Сейчас новость о принятии России в ВТО, вызревавшая на протяжении тех 17 лет, что занял переговорный процесс, воспринята спокойно и даже не вызвала заметной реакции.

Компании

Группа компаний "Росгосстрах"

Число страховых компаний в России с каждым годом увеличивается. Есть несомненные лидеры, успевшие завоевать доверие потребителей. Есть аутсайдеры, которым так и не удалось достичь поставленных целей в виде армии клиентов. На сегодняшний день услуги страхования компанией предлагаются в большом асосртименте. Есть возможность выбора одной из 55 программ страхования – начиная от автострахования и заканчивая новейшими страховыми продуктами, имеющими непосредственное отношение к космическим технологиям. Без преувеличения можно сказать, что деятельность компании рассчитана на удовлетворение потребностей клиентов с различным уровнем финансового благополучия.

Группа компаний "Альянс"

Компания была создана в 1991 году, однако в 2011 году в ЕГРЮЛ была внесена учетная запись о смене названия компания с ОАО СК "РОСНО" на ОАО СК "Альянс". Смена названия обусловлена объединением с международным концерном Allianz New Europe Holding GMBH, который работает в Центральной и Восточной Европе. Нужно отметить, что Allianz New Europe Holding GMBH работает на рынке уже 120 лет и за весь период существования имеет отличную репутацию надежной страховой компании, которая имеет клиентов по всему миру. Ежегодно Альянс выплачивает от 20 до 30 миллионов рублей по разным видам случаев. При этом страховые выплаты осуществляются в скором порядке. Получается, что компания полностью реализует свою миссию, а именно предоставление клиентам разных страховых продуктов, которые позволят им получить какую-то гарантию, например, на получение медицинского обслуживания, восстановления автомобиля и прочие.

Консультации

Ответственность виновника ДТП

К какой ответственности может быть привлечен виновник дорожно-транспортного происшествия?

Ответ

Если суммы страховой выплаты по ОСАГО недостаточно для покрытия ущерба

Что делать, если сумма выплат по ОСАГО не покрывает расходов на ремонт автомобиля? Как возможно снизить риски и увеличить сумму страхового покрытия?

Ответ

Как часто нужно проходить техосмотр

С какой частотой законодательство обязывает проходить техосмотр на машину?

Ответ

Документы

Содержание договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Содержание договора как сделки составляют его условия, определяющие все важнейшие моменты регламентации взаимоотношений сторон по формализации принятых на себя обязательств. Определяющая роль среди условий договора принадлежит существенным условиям, без согласования которых договор считается незаключенным. Общий перечень существенных условий для договоров страхования закреплен в ст. 942 ГК РФ, в соответствии с которой при заключении договора имущественного страхования между страховщиком и страхователем должно быть достигнуто соглашение по четырем существенным условиям. Применительно к обязательному страхованию нужно учитывать, что основные правила, регламентирующие взаимоотношения сторон, установлены специальными нормативными актами, а именно Законом об ОСАГО и Правилами ОСАГО. Причем в суммированном виде условия регламентации взаимоотношений сторон договора обязательного страхования содержатся в Правилах ОСАГО. В связи с этим структура существенных и иных условий договора обязательного страхования является более сложной.

Заявление потерпевшего о страховой выплате по ОСАГО

Руководствуясь п. 9 ст. 11 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и п. п. 43, 44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, просьба осуществить страховую выплату по страховому полису, страхователем по которому является (Ф.И.О. или наименование страхователя) на основании Договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, заключенного между (наименование страховщика) и (Ф.И.О. или наименование страхователя). Размер вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по адресу при следующих обстоятельствах с участием (указать Ф.И.О. водителей, марки, модели, государственные регистрационные номера транспортных средств, наименования страховщиков, реквизиты страховых полисов), составляет ____ рублей.

Договор страхования

В ГК РФ имеется еще ряд статей, относящихся к договору страхования, однако они все касаются частных норм. Определения договора страхования, эквивалентного его полной трактовке в ст. 15 Закона РФ N 4015-1, в нашем законодательстве пока нет. Отсюда сложилась ситуация, при которой определение договора страхования, содержавшееся в гл. II Закона РФ N 4015-1, де-юре отменено, а де-факто российскими страховщиками используется в своих правилах страхования, и орган страхового надзора утверждает эти правила. Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязан уплатить страховые взносы в установленные сроки.

Автострахование

Личное страхование

Страхование имущества

Страхование ответственности