Страхование гражданской ответственности

Статьи

Передача страховщику прав выгодоприобретателя по договорам страхования гражданской ответственности

Одним из самых спорных вопросов в области правоприменения является вопрос передачи страховщику права требования выгодоприобретателя к третьим лицам по договору страхования гражданской ответственности. Единой правоприменительной практики здесь не сложилось. Если по вопросу уступки права требования по договору ОСАГО суды признают передачу прав потерпевшего возможной и не противоречащей законодательству, то по отношению к остальным разновидностям страхования ответственности правоприменительная практика неоднозначна.

Страхование гражданской ответственности воздушного перевозчика перед пассажирами

Страхователями по договору страхования ответственности воздушных перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок. В настоящее время в пассажирском сегменте работают 120 авиакомпаний. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечивают четыре лидирующих авиакомпании ("Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Сибирь"), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота.

Значение страхования для личной и экономической жизни людей

Благодаря резервам (денежным фондам) страховщиков каждый застраховавшийся или застрахованный человек может иметь средства для своего лечения (при заболеваниях); для поддерживания уровня жизни (при потере трудоспособности); для пополнения и увеличения личных доходов (при накопительном, в том числе и пенсионном, страховании); для воссоздания частично испорченного или полностью утраченного имущества; для сохранения своих доходов при случайном возникновении гражданской ответственности. При страховании гражданской ответственности выигрывает не только страхователь. Это страхование призвано обеспечивать также интересы пострадавших третьих лиц. Если владелец автомобиля, врач, юрист, предприятие, застраховавшие свою гражданскую ответственность, нанесли случайно вред личности или ущерб имуществу третьих лиц, то страховая фирма возместит им убыток, нанесенный страхователями, застрахованными от ответственности лицами. Все это свидетельствует о том, что уже на уровне отдельной личности или семьи все отрасли страхования обеспечивают воспроизводство их жизни и способности к труду индивидуумов, сохраняя их уровень жизни при случайных общественных или стихийных опасностях.

Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

С 1 января 2009 г. Российская Федерация стала участником международной системы обязательного страхования владельцев транспортных средств "Green Card" ("Зеленая карта"), что обеспечило возможность использования на территории нашей страны транспортных средств, зарегистрированных в ином государстве, чьи владельцы уже застраховали свою гражданскую ответственность в своей стране. В этих целях Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ были приняты необходимые изменения. Международное соглашение "Green Card" ("Зеленая карта") является наиболее известным из соглашений международных систем ОСАГО и объединяет большинство стран Европы и некоторые иные страны. Его подготовка была начата в 1949 г. и завершена в ноябре 1951 г., когда соглашение было одобрено. В настоящий момент в систему "Зеленой карты" входят 45 стран: все европейские страны, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. Соглашение "Зеленая карта" объединяет национальные бюро "Зеленой карты" каждого из государств в единую организацию - Совет страховых бюро.

Страхование гражданской ответственности перед соседями

До заключения договора имущественного страхования ознакомьтесь с предложениями страховых организаций, чтобы выбрать страховую организацию и страховой продукт, отвечающие вашим интересам. Информацию вы можете найти в офисах страховых организаций, на их официальных сайтах, в буклетах и т.д. Официальная информация об условиях страхования содержится в договоре страхования, правилах страхования, страховых тарифах. При сравнении предложений страховых организаций проанализируйте следующие условия страхования.

Компании

Группа компаний "Росгосстрах"

Число страховых компаний в России с каждым годом увеличивается. Есть несомненные лидеры, успевшие завоевать доверие потребителей. Есть аутсайдеры, которым так и не удалось достичь поставленных целей в виде армии клиентов. На сегодняшний день услуги страхования компанией предлагаются в большом асосртименте. Есть возможность выбора одной из 55 программ страхования – начиная от автострахования и заканчивая новейшими страховыми продуктами, имеющими непосредственное отношение к космическим технологиям. Без преувеличения можно сказать, что деятельность компании рассчитана на удовлетворение потребностей клиентов с различным уровнем финансового благополучия.

Группа компаний "Ингосстрах"

Ингосстрах одна из крупнейших страховых компаний, которая существует с 1947 года. Компании работает на федеральном уровне и на отечественном рынке считается самой крупной по объему страховой премии и страховым выплатам. Рейтинговое агентство Standard&Poor`s отметила компанию, как лидера с отличной репутацией в сфере страхования. Данный титул был получен в результате финансовой устойчивости, оптимистичному прогнозу будущей деятельности. Некоторые виды страхования от Ингосстраха имеют свои недостатки, над которыми сотрудники активно работают. В частности в 2012 году были учтены следующие моменты по страхованию ОСАГО, а именно в счет теперь не будет приниматься износ автомобиля в ходе эксплуатации, как это делалось раньше. Следующий вид страхования, который претерпел изменения, это страхование жизни.

Консультации

Договоры страхования и поручительства подлежат регистрации

С 1 января 2014 года в законодательство о долевом строительстве были внесены изменения в отношении мер, обеспечивающих обязательства застройщика. Каков порядок их применения на практике?

Ответ

Покупка нового автомобиля: прохождение технического осмотра и получение полиса ОСАГО

Организация приобрела автомобиль. Необходимы ли прохождение технического осмотра и получение талона технического осмотра на новый легковой автомобиль после покупки автомобиля в автосалоне? В течение какого времени организации необходимо оформить полис ОСАГО после приобретения нового автомобиля?

Ответ

Документы

Требование (претензия) о взыскании недополученной суммы страховой выплаты с причинителя вреда

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Договоры страхования ответственности

Сегодня уже квалификация договоров страхования ответственности в качестве договоров в пользу третьего лица является общепринятой. Судебные споры по этому вопросу если и возникают, то редко. Однако осталась проблема, из-за которой ранее возникали споры, причем не только в судах, но в основном среди исследователей. В п. 3 ст. 931 ГК РФ указано, что договор страхования ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу потерпевших, что бы ни было об этом написано в договоре. Однако тезис о том, что такие договоры являются договорами в пользу третьего лица, а потерпевший и является этим третьим лицом, активно оспаривался в литературе. В связи с этим суды никогда не отказываются от применения ст. 430 ГК РФ к договорам страхования деликтной ответственности. Они признают их договорами в пользу третьего лица, но указывают на специальный характер нормы п. 4 ст. 931 по отношению к ст. 430 и поэтому ограничивают в этих договорах право требования третьего лица. Этой точки зрения придерживаются многие авторы.

Договоры перестрахования

Поскольку перестрахование - это страхование, то предмет договора перестрахования должен формулироваться примерно таким образом: "...перестраховщик обязуется за обусловленную договором плату возместить перестрахователю...". Но в облигаторном договоре он формулируется совсем по-иному: обязуется передавать... обязуется принимать. Можно ли вообще договор с таким предметом рассматривать в качестве договора перестрахования? Здесь мы также сталкиваемся с двумя разными подходами судов к этому вопросу. Рассмотрим два дела, в которых суды столкнулись с этой проблемой и вынесли прямо противоположные решения. В первом из них суд кассационной инстанции так сформулировал свою позицию: "Содержание договора перестрахования определено законом... Условия заключенного договора перестрахования не соответствуют содержанию договора перестрахования, предусмотренного законом. Поскольку договор облигаторного перестрахования... не соответствует требованиям закона, данная сделка обоснованно квалифицирована судом как недействительная (ничтожная)". В другом деле позиция суда прямо противоположна: анализируя именно такой облигаторный договор с предметом "обязуется передавать... обязуется принимать риски", суд прямо признал перестрахователя стороной договора перестрахования и даже взыскал с перестрахователя недоплаченную перестраховочную премию.

Автострахование

Личное страхование

Страхование имущества

Страхование ответственности